Вся поэма представляет собой монолог Мцыри, его исповедь чернецу. Судьба с детства обрекла его на
унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Неволя не
смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой \"пройти
в родимую страну\".
. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с бледным листком, выросшим меж сырых плит. Когда юноша должен
принять обет, под покровом ночи он исчезает. Он отсутствует три дня. Убежав во время грозы из монастыря, Мцыри
впервые видит мир, который был скрыт от него монастырскими стенами. Поэтому он так пристально вглядывается в
каждую открывающуюся ему картину, вслушивается в многоголосый мир звуков. Он сохраняет в памяти \"пышные поля,
холмы, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом\", \"горные хребты, причудливые, как мечты\".
Вырвавшись на волю, Мцыри вместе с сонными цветами поднимает голову, когда озолотился восток. Дитя природы,
он припадает к земле и узнает тайну птичьих песен, ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных
скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса,
он видит зубцы далеких гор и бледную полосу \"меж темным небом и землей\". Ему чудится, что его \"прилежный
взор\" мог бы следить через прозрачную синеву неба полет ангелов. Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный
и одинокий, в рассказе-исповеди раскрывает свою \"душу\".
Его желание узнать, \"для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы\", обусловлено страстным порывом к
свободе. Короткие дни для побега - это для него воля. Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти
дни он называет блаженством.
Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри.
«Душой дитя, судьбой монах\", он был одержим \"пламенной страстью\" к свободе, жаждой жизни.
Подлинная жизнь Мцыри сжата до трех дней. И в свой предсмертный час, осознавая трагическую безнадежность
своего положения, герой не променял ее на \"рай и вечность\". Через всю свою короткую жизнь Мцыри пронес
могучую страсть к свободе, к борьбе.
Жить для Мцыри - это свобода, а не томление в стенах монастыря, ибо глоток сводоы, который он вдохнул во время побега, быд для него дороже всех дней, которые он провел или провел бы в будущем в стенах монастыря. Недаром в своей последней исповеди Мцыри выражает мечту о свободе, о вольной жизни: "Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы, если мог"... Когда, сбежав, он глотнул таки свободы, потом снова оказавшись в неволе, уже не смог жить по старому и умер от тоски.
Пы.Сы
/,, это цитаты