Привидение или призрак — в традиционных представлениях являются душой или духом умершего человека, которые проявляются в видимой форме или других проявлениях в реальной жизни. Представления о них широко варьируются, от невидимого и неосязаемого присутствия до практически реалистичных наблюдений. Преднамеренные попытки связаться с духом умершего называются спиритическим сеансом, или в более узком смысле, некромантией.
Вера в привидения широко распространена среди человечества, начиная с поклонения духам умерших предков в культуре большинства народов. Также во многих религиях существуют специальные обряды и традиции погребения, проводимые с целью успокоения душ умерших. Хотя в большинстве случаев привидениями называют души умерших людей, существует множество поверий и легенд о призраках животных, кораблей, самолётов, целых армий и городов
О привидениях говорится в некоторых русских быличках.
В китайской литературе с III в. н. э. существует жанр, посвящённый загадочным случаям и историям, т. н. «рассказы о чудесах» (кит.
чжи и). Наиболее известным литературным произведением о привидениях в Китае является сборник Пу Сунлина «Рассказы Ляо Чжая».
В японском фольклоре и литературе имеется аналогичный китайскому жанр, повествующий о призраках — кайдан. Его истоки, видимо, следует искать в синтоистких преданиях.
В «Одиссее» Гомера главный герой Одиссей приманивает кровью жертвенных животных души умерших, явившиеся ему как привидения. Он спрашивает совета у духа прорицателя Тиресия. Также ему явились: Эльпенор, моливший о погребении, умершая мать ОдиссеяАнтиклея, царь Агамемнон, Ахилл, Патрокл, Сизиф, Тантал, даже Геракл.
В «Гамлете» Шекспира описан призрак отца Гамлета, просящий сына отомстить за смерть отца. Призрак, очевидно, мог являться только ночью («Но тише! Ветром утренним пахнуло. Потороплюсь…») и только тем, с кем он хотел связаться (Гертруда — Гамлету: «Нет, что с тобой? Ты смотришь в пустоту, // Толкуешь громко с воздухом бесплотным // И дикостью горят твои глаза»).
Романтическая история любви и яркая фигура Варвары Радзивилл послужила материалом нескольких прозаических, стихотворных и драматических произведений на польском и литовском языках. По одному из преданий, чародей пан Твардовский вызвал по просьбе короля призрак его возлюбленной. Сюжет лёг в основу картины польского художника Войцеха Герсона (хранится в Национальном музее в Познани).
В поэме Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате» два голодных привидения индейских предков приходят в вигвам к жене Гайаваты перед её смертью (последовавшей от голода).
Образ призрака появляется в пьесе А. С. Пушкина «Дон-Жуан, или Каменный гость».