В 2015 году стартовал новый проект «Саратовская крепость: рассредоточенный музей города», призванный обратить особое внимание на тот участок городской территории, где в XVII веке расположился «третий Саратов». Предполагается превратить эту часть Саратова в своеобразный музей истории города – музей под открытым небом, смотрителями-проводниками-хранителями и владельцами которого станут сами жители. Мы же решили расширить исторические рамки этого проекта, обратив внимание на одно из самых красивых мест Саратова – Набережную Космонавтов. Мы хотим превратить обычные проходные арки в домах по Набережной – из двора на улицу – в «порталы истории», сделать их проходами на берег Волги старого Саратова. Одним из таких музейных залов станет арка в доме № 6 – сохранившаяся часть Воздвиженского взвоза, названного так по монастырю, которого больше нет.Несколько столетий в саратовском краеведении не возникало споров о дате основания женского Крестовоздвиженского моныстыря. Возник он на левом берегу в т.н. «втором Саратове», отстроенном заново либо в 1617 году (традиционная датировка), либо в 1615-м (версия из книги протоиерея Михаила Беликова «Старый собор и Старый город», к которой мы часто будем здесь обращаться), после того, как «первый Саратов» погиб в огне пожара. И в классическом труде В. Юрьева, посвященном истории монастыря и изданном в 1902 году, и во всех последующих работах указывается, что первое документальное упоминание об этой обители относится к 1661 г., когда царём Алексеем Михайловичем было пожаловано старице Дорофее и 29 сестрам ежегодное денежное жалованье и хлебная руга из «наших саратовских денежных доходов».
привело к повышению официального статуса монастыря, так как с 1661 года он должен был управляться уже не строительницей, а игуменией, которую сестры должны были избрать из своей среды и которую должен был возвести в игуменскую степень Астраханский архиепископ.
О том, как выглядели в то время наши монастыри, какими были их храмы и другие здания, нет никаких сведений. Но вряд ли они чем-либо отличались по своему устройству от массы небольших монастырей, описания которых
имеются в различных источниках. Как правило, в таком монастыре был один (редко — два) небольшой храм, носивший то же наименование, что и монастырь. Иногда монастырский храм имел один или два придела. <...>