КАЛЬВИНИЗМ
протестантское
вероучение, основателем к-рого был Ж. Кальвин; возникло в 16 в: в
процессе Реформации. В основе К., отвечавшего "...требованиям самой
смелой части тогдашней буржуазии" (Энгельс Ф., Развитие социализма от
утопии к науке, 1953, с. 17), лежат 2 доктрины - идея абсолютного
предопределения и идея божеств. невмешательства в закономерность мира.
Согласно учению об "абсолютном предопределении", бог еще до сотворения
мира предопределил одних людей к "спасению", других к погибели, одних к
раю, других к аду (см. Inst. III, 21, s. 7) и этот приговор
(praeordinatio) бога абсолютно неизменен. Учение Кальвина о
предопределении "...было религиозным выражением того факта, что в мире
торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности
или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих.
"Определяет не воля или действие какого-либо отдельного человека, а
милосердие" могущественных, но неведомых экономических сил. И это было
особенно верно во время экономического переворота, когда все старые
торговые пути и торговые центры вытеснялись новыми, когда были открыты
Америка и Индия, когда даже издревле почитаемый экономический символ
веры - ценность золота и серебра - пошатнулся и потерпел крушение"
(Энгельс Ф., Развитие социализма..., с. 17). Однако учение об
"абсолютном предопределении" не предрасполагало человека к фаталистич.
покорности судьбе. Согласно К., человеку не дано знать, предопределен ли
он богом к спасению или к осуждению, верующий должен быть уверен в том,
что он является "божьим избранником" и доказать это своей жизнью и
энергичной деятельностью. А т. к. (в данном случае выступает на сцену
2-я доктрина Кальвина) бог непосредственно не нарушает закономерности
созданного им мира, то показателем предызбранности человека является
успех в его деятельности. Т. о. получало религ. оправдание бурж.
накопление и бурж. деятельность вообще, ибо успех буржуа -
предпринимателя и скопидома, расширяющего свое предприятие и
накопляющего все новые и новые капиталы, рассматривается К. как
показатель предызбранности человека к "спасению". К. как идеология
буржуазии оправдывал ростовщич. процент и считал, что рабство вполне
допустимо с религ. точки зрения. И то и другое положение оправдывало
практику буржуазии времени первонач. накопления, освобождая ее от
запрета католич. церкви брать проценты и давая религ. санкцию начавшим
принимать огромные размеры работорговле, эксплуатации рабского труда в
колониях и безудержному грабежу последних. Проповедовавшийся К. "мирской
аскетизм", "...весь секрет которого состоит в буржуазной бережливости"
(Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, 1953, с. 52), выражался в
простоте жизни и скопидомстве хозяина, в уничтожении многочисл. католич.
праздников и в увеличении числа рабочих дней. Кальвинистские
проповедники внушали трудящимся, что повиновение капиталисту,
"добросовестная" работа на него есть "долг, указанный богом". К
инаковерующим К. не менее нетерпим, чем католицизм, особенно к тем
вероучениям, к-рые были религ. оболочкой клас. борьбы эксплуатируемых
масс (анабаптизм); К. требовал жесточайшего истребления "еретиков",
нисколько не уступая в этом католицизму