ВЫБЕРИ ЧЕГО НИБУТЬ ОТ СЮДА Комедия Гоголя «Ревизор» вывела на сцену именно «русские характеры». До этого в театрах играли в основном только переводные иностранные пьесы. Из русских произведений можно было назвать лишь «Недоросля» Фонвизина и «Горе от ума» Грибоедова. В "Ревизоре" были высмеяны "наши плуты", но, сверх того, были вскрыты общественные пороки и «социальные язвы», которые явились порождением самодержавно-крепостнического строя.
Взяточничество, казнокрадство, распространенные среди правительственных чиновников, были с такой яркостью и убедительностью показаны Гоголем, что «Ревизор» стал обличителем существующего строя не только времен Гоголя, но и всей дореволюционной эпохи. Сюжет к написанию «Ревизора» был подсказан автору А. С. Пушкиным. Поэт как-то раз попал в похожую ситуацию: в 1833 году, собирая материалы по истории Пугачевского восстания, он был принят местным губернатором за ревизора, присланного обследовать губернскую администрацию.
Смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет задуматься над ними, понять всю их зловредность и постараться от них избавиться. Его «Ревизор» не мог не сыграть очень большой роли в развитии общественного самосознания. Необычайно интересны ремарки, касающиеся занавеса в финале каждого акта. Особенно выразителен финал последнего действия, которое завершается приходом жандарма. Ремарка сообщает, что все присутствующие поражены, как громом: «Звук изумления единодушно излетает из дамских уст» и «вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении».
Далее следует знаменитая ремарка «немой сцены», являющаяся единственной в мировой драматургии. Здесь дано точное и подробное описание, где и как стоит каждое действующее лицо на сцене.
Кто превратился «в вопросительный знак», кто наклонил голову «несколько набок», как будто к чему-то прислушиваясь, а «судья с растопыренными руками, присевший почти до земли и сделавший движенье губами», словно «хотел посвистать или произнесть: «Во тебе, бабушка, Юрьев день!» Городничий находится «посередине в виде столба с распростертыми руками и закинутою назад главою». Отмечены даже разинутые рты и выпученные глаза Добчинского и Бобчинского, а также выражения лиц «трех дам» и «прочих гостей».
Ремарка, заканчивающаяся указанием того, что «полторы минуты окаменевшая группа сохраняет такое положение», является, конечно, подлинно режиссерским описанием финальной сцены. Что же Гоголь хотел показать читателю и зрителю этой «немой сценой»? В течение той минуты, когда действующие лица комедии стоят на сцене, каждый человек может поставить себя на место любого из актеров. Это помогает людям узнать в фигурах свои собственные отрицательные черты, понять всю нелепость и одновременно трагичность ситуации. Если же учесть, что Гоголь был не просто писателем, а писателем-мистиком, то можно увидеть несколько иной смысл «немой сцены».
Возможно, застывшие в самых разных позах участники действия предупреждаются самим автором, что скоро получат по заслугам. Одна поза Городничего говорит о многом: будто он уже готов принять наказание свыше за все свои проступки и ошибки. «Ревизор» является непревзойденным произведением мировой драматургии, подлинным ее шедевром. Многие критики, оценивающие комедию, единодушно отмечали ее общественное значение. Но я хочу выделить одно высказывание, принадлежащее В. И. Немировичу-Данченко: «Гоголь создал произведение театра, которое мы можем без малейшей натяжки назвать одним из самых совершенных и самых законченных произведений сценической литературы всех стран».