Прочитайте текст и определите его стилевую принадлежность, используя модель работы с текстом.
Учебное пособие В.Н. Руднева «Русский язык и культура речи» на протяжении нескольких лет успешно применяется в образовательном процессе Российского нового университета.
Представленная на рецензирование новая весьма интересная и полезная работа, которую можно рекомендовать не только научным и практическим работникам, аспирантам и студентам, но и всем тем, кто хочет расширить и сделать более глубокими свои знания в области культуры речи. Издание может быть также использовано при преподавании учебных дисциплин, направленных на формирование общекультурных и профессиональных компетенций экономистов в сфере профессиональной коммуникации в высших учебных заведениях.
Модель работы с текстом:
1. Определите, где можно встретить этот текст:
а) разговор в непринужденной обстановке;
б) это отрывок из художественной литературы;
в) представляет из себя документ, инструкцию, памятку, деловую бумагу;
г) встречается в научных трудах, учебниках, энциклопедиях, словарях; это лекция, доклад;
д) используется в газетах, на радио, на телевидении; выступление на собраниях, митингах.
3. Определите, характерны ли для текста:
а) непринужденность, свобода в выборе слов и выражений;
б) образность, эмоциональность, зримость;
в) официальность, точность, бесстрастность;
г) обобщенность, точность, доказательность, неэмоциональность;
д) злободневность, страстность, призывность, яркость.
2. Определите задачи речи:
а) общение, обмен впечатлениями;
б) нарисовать образную картину, изобразить предмет, передать эмоции и чувства автора;
в) сообщить точные сведения, имеющие практическое значение, дать рекомендацию, указания;
г) сообщить теоретические и научные сведения, объяснить причины каких-либо явлений;
д) воздействовать на широкие массы, сформировать правильное отношение к общественным проблемам.
4. Определите жанр текста:
а) письмо, дневниковая запись, анекдот, заметки в записной книжке, спор, напутствие, устный ответ и т. п.;
б) отрывок из рассказа, повести, мемуаров;
в) инструкция, отчет, деловое письмо, биография, правила, объявление, заявление, расписка, справка, памятка, статья закона;
г) научная статья, рецензия, отзыв, описание опыта, статья в словаре, энциклопедии; аннотация;
д) заметка, репортаж, очерк, фельетон, статья, листовка.
5.Выберите правильный вариант ответа:
а) разговорный стиль;
б) художественный стиль;
в) официально -деловой стиль;
г) научный стиль;
д) публицистический стиль.