Каие художественные средства использует Ломонов при создании од?

0 голосов
44 просмотров

Каие художественные средства использует Ломонов при создании од?


Математика (12 баллов) | 44 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов
1. 

В одах Ломоносова создается образ идеального правителя, пекущегося о распространении просвещения, об успехах наук, об улучшении экономического положения и духовного роста своих подданных. Примером, достойным всяческого подражания для очередных российских венценосцев, Михаил Васильевич, естественно, избрал Петра I. 

Самого же Михаила Васильевича, кроме того, привлекали демократизм и энергичность правителя — этого «многотрудившегося российского Геркулеса»: «Он бог, он бог твой был, Россия», -и он настойчиво внушал и терпеливо разъяснял российским самодержцам необходимость продолжить и завершить начатые Петром преобразования. 

В рамках оды, носившей нередко официальный, а порой «должностной» характер, Михаилу Васильевичу было трудно показать полнокровный образ любимого героя, и Ломоносов прославляет личность и деятельность Петра в «надписях», в публицистическом жанре «похвального слова» , в неоконченной героической поэме « Петр Великий». Достаточно полно, хотя и кратко, определены личные качества и заслуги правителя перед отечеством в «Надписи I к статуе Петра Великого»: 

Се образ изваян премудрого героя, 
Что, ради подданных лишив себя покоя, 
Последний принял чин и царствуя служил, 
Свои законы сам примером утвердил, 
Рожденны к скипетру простер в работе руки, 
Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки 

Неутомимый труженик, «строитель, плаватель, в морях герой», находившийся в народной гуще «между бесчисленным народа множеством», «приемлющий» «тую же пищу», что и его солдаты, всегда «в поте, в пыли, в дыму, в пламени» - таков Петр у Ломоносова . 

Михаил Васильевич идеализировал личность правителя: он ни разу не сказал о том, какими тяготами легли петровские реформы на плечи народа. Но надо полагать, что отношение Ломоносова к Петру I было искренним, иначе трудно объяснить появление таких проникнутых подлинной скорбью стихов, в которых описывалось горе «россов» после смерти правителя: 

Земля казалася пуста; 
Взглянуть на небо - не сияет, 
Взглянуть на реки — не текут, 
И гор высокость оседает; 
Натуры всей пресекся труд. 

В поэме «Петр Великий» Петр «усерд к наукам был, миролюбив и щедр» 

В торжественных и похвальных одах Петр выступал как русский бог во плоти, бог – творец нового мира, в надписях он предстает как бог-отец, пекущийся о своих созданиях. 

2. 

«К статуе Петра Великого»: 

Синтаксис: причастные, деепричастные обороты, употребление инверсии способствуют созданию интонации величавости, торжественности 

Приём нарушения лексической сочетаемости слов (“премудрый Герой”) помогает подчеркнуть разносторонность, грандиозность фигуры Петра. 

Ода «На день восшествия ...» 

В изображении Петра просматривается явная ори¬ентация на античность, свойственная со¬зданию образа героя. Автор для показа силы и величия Петра I и его деяний использует сравнение с богом войны Марсом, который «страшился, свой меч в Пет¬ровых зря руках»; Нептун испытывает удивление, глядя на созданный Петром флот («российский флаг»). Ломоносов видит в появлении Петра Великого божественную волю, во¬лю «зиждителя мира», которая прослав¬ляет создателя, пославшего в Россию че¬ловека: 

Каков неслыхан был от века. 
Сквозь все препятства он вознес 
Главу, победами венчанну, 
Россию, грубостью попранну, 
С собой возвысил до небес. 

Старославянизмы (глава), краткие формы (венчанну), возвышенные эпитеты (достойный муж) и много других
(213 баллов)