Государь может утруждать свой народ после того, как приобретет его доверие, а в противном случае народ будет считать служение за тиранию. Точно так же и государя можно увещевать после того, как он стал верить тебе, в противном случае он примет это за злословие.С женщинами, да и со слугами, трудно справиться. Приблизишь их, они становятся непокорными, а отдалишь — ропщут.Уличные слухи и россказни — это поругание добродетели! (сплетничать плохо)Полезных друзей трое и вредных трое. Полезные друзья — это друг прямой, друг искренний и друг много слышавший. Вредные друзья — это друг лицемерный, друг льстивый и друг болтливый.Я целые дни проводил без пищи и целые ночи — без сна, но нашёл, что одни размышления бесполезны и что лучше учиться
Ошибки, которые не исправляются, — вот настоящие ошибки.
Философ свободен от следующих четырех предметов: предвзятого взгляда, уверенности, упрямства и эгоизма.Льстивые речи запутывают добродетель, а маленькое нетерпение расстраивает великие замыслы.Благородный муж ищет причины своих неудач в себе самом, а подлый человек ищет их в других.Благородный муж важен, но не сварлив, общителен, но не ни с кем не идет на сговор.Не говорить с человеком, с которым можно говорить, — значит потерять человека; говорить с человеком, с которым нельзя говорить,— значит потерять слова. Умный человек не теряет человека и не теряет слов.Благородный человек строго соблюдает себя в стесненном положении, а подлый (низкий) делается распущенным, способным на беззакония.Ничто так легко не возбуждает человека и не доводит его до самозабвения, влекущего к самым пагубным последствиям, как мгновенные вспышки гнева и досады, а потому для избежания великих заблуждений необходимо различать их в самом зародыше.Под влиянием минутной досады забывать себя и своих родителей, разве это не заблуждение? ВОТ. ДОПОЛНЕНИЕ: Чего не желаешь себе, не делай и другим.
Учись так, как будто боишься не достигнуть предмета, да еще опасаешься потерять его.Не в свое дело не мешайся.Искренне веруй и люби учиться, храни до смерти свои убеждения и совершенствуй свой путь.В государство, находящееся в опасности, не входи; в государстве, объятом мятежом, не живи; появляйся, когда во Вселенной царит закон, и скрывайся в эпоху беззакония.Стыдно быть бедным и занимать низкое положение, когда в государстве царит закон; равно стыдно быть богатым и знатным, когда в государстве царит беззаконие.Народ можно заставлять следовать должным путем, но нельзя ему объяснить почему. Народ по своему невежеству не в состоянии понять отвлеченных рассуждений о нравственной деятельности, ему нужен живой пример их руководителей и правителей.Хороши правители — хорош и народ. И наоборот.Народ можно заставлять следовать должным путем, но нельзя ему объяснить почему.Благородный муж безмятежен и свободен, а низкий человек разочарован и скорбен.Когда природа берет перевес над искусственностью, то мы имеем грубость, а когда искусственность преобладает над природой, то мы имеем лицемерие; и только пропорциональное соединение природы и искусственности дает благородного человека.
Добродетель не бывает одинокою, у нее непременно есть последователи.
При виде достойного человека думай о том, чтобы сравняться с ним, а при виде недостойного — исследуй самого себя (из опасения, как бы у тебя не было таких же недостатков).Благородный муж; знает долг, а низкий человек знает выгоду.Не беспокойся, что у тебя нет должности, а беспокойся, каким образом устоять на ней.Не беспокойся, что люди не знают тебя, а старайся поступать так, чтобы тебя могли знать.Если кто сможет управлять государством с уступчивостью, требуемою церемониями, то какие затруднения встретит он в этом? Если кто не будет в состоянии управлять государством с уступчивостью, к которой обязывают церемонии, то для чего ему эти церемонии?Благородный муж думает о добродетели, а низкий — о спокойствии.С ученым, который, стремясь к истине, в то же время стыдится плохого платья и дурной пищи, не стоит рассуждать об Учении.Богатство и знатность составляют предмет человеческих желаний, но благородный муж ими не пользуется, если они достались незаконным путем.Бедность и низкое положение служат для человека предметом отвращения, но благородный муж не гнушается ими (не отвергает их), если они не заслужены.Как может благородный муж пользоваться этим именем без гуманности? Благородный муж ни на час не расстается с гуманностью, в суматохе и в разорении она непременно с ним.