Вгандизме отразились некоторые общие закономерности антиколониальных движений XX века, преломившиеся специфически в индийской действительности. Склонность Ганди к религиозной метафизике и абсолютизации моральных принципов в политике порождены сложностью, многообразием и противоречивостью процессов, сложившихся в освободительном движении Индии.
Значение воззрений Ганди не исчерпывается их ролью в индийском освободительном движении. Гандизм не только продолжает играть видную роль в общественной жизни современной Индии, но и оказал заметное влияние на политическую мысль и политическую жизнь ряда стран Азии, Европы, Америки и Африки.
Литература о гандизме обширна, его исследованием занимались ученые во многих странах мира, в том числе и в нашей стране. Первым исследованием гандизма в Советском Союзе была книга У. Рославлева[1]. Литература советского периода не столь многочисленна и содержит, главным образом, марксистский анализ гандизма. С течением времени оценки советских исследователей претерпевали изменения, оценки стали менее категоричными и более глубокими. Основные работы-исследования, посвященные Ганди и гандизму, принадлежат советским историкам Р.А. Ульяновскому[2], А.В. Гореву[3], О.В. Мартышину, А.Д. Литману, В.А. Зимянину.
Предметом исследования данной работы являются взгляды и деятельность М.К. Ганди в 20 – 30-х гг. XX века.
Основной целью работы состоит выявление роли М.К. Ганди в борьбе Индии за независимость, его места в национально-освободительном движении. Задачи могут быть сформулированы так:
- освещение экономической и идейно-политической ситуации в колониальной Индии 20 – 30-х гг.;
- изложение социально-политических воззрений М.К. Ганди;
- анализ предложенной Ганди доктрины ненасилия.
Хронологически работа охватывает период политической истории Индии с начала 20-х по конец 30-х годов.