Мы живем в неоднозначный век всеобщей глобализации, когда для многих становится чуть ли не модным быть «Иваном, родства не помнящим». Но ведь любой - даже самый убежденный космополит - родился на своей земле, имеющей определенные культурные традиции. И не знать их, наверное, стыдно. Отрадно, но в Курской области в последние годы все больше внимания уделяется восстановлению и сохранению этих самых традиций: все вовремя поняли, что еще немного, и они уйдут в небытие - вместе с немногочисленными мастерами. Поэтому теперь в селах и городах региона регулярно открываются разнообразные центры, например, ковроткачества или бондарного дела. Да и сами куряне проявляют в этом плане завидную активность.
Курские ковры:
Еще в 18 веке на различных ярмарках славились суджанские цветочные ковры. Очень скоро полотна с большими яркими цветами, вытканными на черном фоне, стали даже называть традиционно курскими. Этот вид народного промысла сохранился до наших дней - сегодня искусство художественного ковроткачества преподается на декоративно-прикладном отделении Суджанского техникума искусств.
Изначально в Судже существовала ткацкая фабрика, которая процветала даже в советское время. Но в 80-е годы она была закрыта, тем не менее, ковроткачество в этом небольшом городке не было забыто - умельцы стали передавать свои знания студентам техникума.
Глиняная игрушка
В школах Советского района Курской области делается большой упор на декоративно-прикладное творчество и восстановление народных традиций. Особое внимание уделяется глиняной игрушке.
У глиняной игрушки как народного промысла огромная перспектива - материал доступный, серьезных затрат не требует.
С древних времен глиняную игрушку изготовляли, чтобы задобрить духов - охранителей человека, спасти и приумножить жилище, скот и посевы. Согласно народным верованиям, в ней непосредственно и ярко выражается душа, психология автора. Казалось бы, процесс создания глиняной игрушки прост до безобразия: смешать глину с водой, размять ее, придать необходимую форму, просушить получившееся изделие на воздухе, а потом обжечь на огне. Но у каждого мастера есть свои тонкости. Кроме того, легким это дело кажется лишь на первый взгляд: образ, появившийся в голове, сложно воплотить потом из глины, да так, чтобы это не казалось нелепой абстракцией.