Церковная архитектура - совсем не то, что архитектура гражданская. Она несет в себе важнейшие символические смыслы, у нее другие функции, задачи, конструктивные особенности. Церковное здание нельзя строить только исходя из объемно-пространственных и стилистических соображений. История гражданской архитектуры показывает, как человек организовывал жилое пространство вокруг себя, церковной - как он мыслил себе на протяжении веков путь к Богу. И все же исторически храмовая архитектура не очень сильно отличалась от светской - разве что подчеркнутой экстерьерностью, ориентацией вовне; в целом же была в рамках господствующего в ту или иную эпоху архитектурного стиля, а зачастую и определяла его развитие.
Сегодняшняя ситуация в корне иная. В советскую эпоху храмы у нас не строились. В итоге новые храмы приходится строить, преодолевая разрыв более чем в 70 лет. Но и в гражданской архитектуре мы долгие годы отставали от всего мира. Несколько архитектурных стилей мы пропустили, другие дошли до нас с опозданием, третьи - измененными до неузнаваемости. К тому же, если в древности архитектурные стили могли господствовать веками, то в наши дни они сменяют друг друга каждые несколько лет.
Сейчас восстанавливается много старых храмов и строятся новые. Новые храмы сооружают, например, там, где храм уже стоял ранее, но был уничтожен, а восстанавливать его не имеет смысла, допустим, из-за небольшой архитектурной ценности (так произошло с храмом в с. Надовражино Истринского района). Храмы также строятся там, где их никогда не было, например в новых городах и поселках. Также новые храмы сооружают на местах, связанных с важными историческими событиями (храм на Крови в Екатеринбурге на месте расстрела царской семьи или часовня Дмитрия Солунского в поселке Снегири, где было остановлено наступление фашистов на Москву). Строятся храмы в честь канонизированных за последнее время святых, например храмы во имя Елизаветы Федоровны в Опалихе и Щербинке или многочисленные храмы Новомучеников и Исповедников российских, как монастырь в Ганиной Яме под Екатеринбургом на месте предполагаемого захоронения царской семьи или храмовый комплекс на расстрельном полигоне в Южном Бутове. Также церковное строительство ведется в приходе, получившем статус подворья, когда в нем не хватает храмовых помещений, отсутствует дом причта и т.д.