Каковы причины побед гуситов над армиями крестоновцев?

0 голосов
118 просмотров

Каковы причины побед гуситов над армиями крестоновцев?


История (17 баллов) | 118 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов
Правильный ответ

Табориты создали общины, по примеру ранних христиан. Они имели общее имущество и проповедовали христианский аскетизм. У таборитов появилось новое грозное оружие — окованный железом тяжелый цеп, «молотило», один удар которого сбивал с коня рыцаря в полном вооружении. Этой же цели служили длинные копья с крюками, заимствованные у фландрских ополченцев. Обладали гуситы и огнестрельным оружием — бомбардами и аркебузами. Для неподвижной обороны и обороны на марше табориты применяли изобретенное ими сооружение из повозок — вагенбург. Низшей тактической единицей был «ваген» (повозка). В нее входило 10 человек, ездивших в одной повозке: 4 молотильщика, 1 ездовой и 5 пикинеров, лучников, арбалетчиков или аркебузиров.
Главной задачей тактики гуситов было противостояние вражеской кавалерии. Только согласованность и успех могли принести успех гуситам в борьбе с крестоносцами, которые были, по крайней мере, на начальном этапе лучше вооружены и подготовлены. Появилась новая тактика, которой соответствовал военный устав и вооружение. Походный боевой порядок гуситов, представлял из себя два внешних ряда повозок (боевых, артиллерийских, простых). Эней Сильвий Пиколомини говорит, что табориты образуют два фланга, в каждом два ряда повозок, внешние ряды длиннее. Передние и задние возы выступали из колонны и в случае опасности по команде гетмана, должны были свернуть в сторону, чтобы прикрыть колонну спереди и с тыла. Возы двигались на расстояние между собой, впереди шла конница в легких панцирях, которую называли готцами. Вслед за ними шел Жижка с помощниками, за ними мостари и починщики с топорами, досками и бревнами (мостари должны были оперативно чинить мосты, а починщики повозки), затем двигалась возовая колонна. Эта колонна могла достигать длинны одного километра. Управление движением колонны осуществлялось с помощью флажков. В боевой повозке имелись специальные боевые щиты, которые устанавливались между повозками, рядом с повозками шли пешие войны. Хорошо организованная боевая колонна гуситов обладала, лучшей маневриностью по сравнению с рыцарским войском. В случае боевой тревоги колонна должна была организовать замкнутую фигуру из повозок – вагенбург. Для неподвижной обороны и для обороны на марше чехи широко использовали сооружение из повозок (вагенбург) специально подготовленных для похода и боя. Хотя использование вагенбургов засвидетельствовано многократно в разных странах и в разные времена (начиная с эпохи поздней Античности), в период Гуситских войн (1419-1437 гг.) они играли совершенно особую по важности роль и применялись для решения самостоятельных и совершенно новых в тактическом плане задач.
Вагенбург мог иметь разную форму в зависимости от ситуации. Как правило из повозок образовывалось две фигуры, одна большая внешняя и более маленькая внутренняя. Для установки вагенбурга использовалась местность наиболее выгодная для гуситов и наименее выгодная для их противника. Ян Жижка учил своих войнов действовать применительно к условиям местности, замечать и спользовать слабые стороны неприятеля. Возы скреплялись специально подготовленными цепями. Для возможности маневрировать между возами делались специальные проходы. Которые во время боя закрывались досками. Колеса, соединенных в круг возов, с наружной стороны закрывались особыми приспособлениями, а своевременно выпряженные лошадь отвадились в центр окруженного возами пространства. В середине построения. А также в промежутках между повозками помещались пушкари со своим тарасницами. Табориты часто устанавливали возовое укрепление на вершинах холмов и вообще в таких местах, где фланги и тыл были надежно защищены оврагами или водными преградами. Если имелось время, то крепость из повозок дополнительно укреплялась. Вокруг нее мог выкапываться ров, устраиваться вал либо Анна могла дополнительно укрепляться бревнами.

(131 баллов)