Что такое власть? Почему на протяжении многих и многих веков
происходит борьба между людьми за право обладать ею, и в процессе этой
борьбы часто на алтарь приносят в жертву десятки, сотни, тысячи жизней и
иной раз даже свою собственную?
Оптимальным, с нашей точки зрения, является определение, данное в
«Философском словаре»: «Власть – это сила, оказывающая воздействие на
тело, душу и ум, пронизывающая их, подчиняющая другого закону своей
воли»
1
.
Власть получает видный представитель народа, и тут невольно
вспоминает мудрая народная поговорка, которая звучит так: «Из народа, как
из дерева, может получиться и дубинка, Ход исторических событий и жизнь целого государства, целого народа
во многом зависит от личности того, кто этим государством правит.
А. К. Толстого тоже интересовала тема сильной личности, наделенной
огромной властью.
Власть – страшное и тяжкое испытание, которое выдерживают
немногие. Осознание человеком того, что ему все дозволено – и казнить и
миловать – накладывает определенный отпечаток на его характер, ломает и
коверкает его нравственные критерии, его психологическое состояние.Прекрасное сравнение нашел А.К.Толстой для того, чтобы показать
происходящие роковые изменения во внутреннем и внешнем облике Иоанна:
он сравнивает его со сгоревшим зданием. Вроде бы и видно, что когда-то это
было величественное строение, но уже все покрыто мраком разрушения и в
покоях «поселилось недоброе».
С годами это «недоброе» становится властелином Иоанна, оно
подчиняет его себе, заставляет выказывать самые отвратительные черты
властной и жестокой натуры. Подчиняя себе разум царя, это «недоброе»
заставляет его быть подозрительным, недоверчивым, видеть в окружающих
только врагов и завистников, жаждущих его погибели.
Ярко и страшно проявляется жестокая натура царя на великом пире, на
котором гуляют семьсот человек. С одной стороны, А. К. Толстой показывает
ту потрясающую роскошь и богатство, в котором живет Иоанн. Так,
например, он подробно описывает смену многочисленных блюд, одним
своим экзотическим видом потрясающих воображение:
«Уже более четырех часов продолжалось веселье, а стол был только во
полустоле. Отличились в этот день царские повара. Особенное удивление
возбуждали исполинские рыбы, пойманные в студеном море и присланные в
Слободу из Соловецкого монастыря. Их привезли живых, в огромных
бочках; путешествие продолжалось несколько недель. Рыбы эти едва
умещались на серебряных и золотых тазах, которые вносили в столовую
несколько человек разом. Затейливое искусство поваров выказалось тут в
полном блеске. Осетры и шевриги были так надрезаны, так посажены на
блюда, что походили на петухов с простертыми крыльями, на крылатых
змиев с разверстыми пастями» (С.59).
За время пира прислуга несколько раз меняла платье и один их наряд
был лучше другого. Вроде бы все прекрасно. Богатство стола, льющиеся
драгоценные вина, роскошные одежды присутствующих гостей – вроде бы
все это говорило о благоденствии в государстве, о единении и «дружном
весели». Однако, сидя на пиру у Грозного, каждый гость был внутренне