Стихотворение «Железная дорога» (иногда исследователи называют
произведение поэмой) было написано Н.А. Некрасовым в 1864 году. В основу
произведения легли исторические факты. Речь в нем идет о строительстве в
1846–1851 гг. Николаевской железной дороги, соединившей Москву и
Петербург. Этой работой руководил управляющий путями сообщения и
публичными зданиями граф П.А. Клейнмихель. Люди работали в тяжелейших
условиях: тысячи умирали от голода и болезней, у них не было необходимой
одежды, за малейшее ослушание их жестоко наказывали плетьми. Работая
над произведением, Некрасов
изучал очерково-публицистические материалы: статью Н.А. Добролюбова
«Опыт отучения людей от пищи» (1860) и статью В.А. Слепцова «Владимирка и
Клязьма» (1861). Впервые стихотворение было опубликовано в 1865 году в
журнале «Современник». Оно имело подзаголовок: «Посвящается детям».
Публикация эта вызвала недовольство официальных кругов, после чего
последовало второе предостережение о закрытии журналу «Современник».
Цензор нашел в этом стихотворении «страшную клевету, которую нельзя
читать без содрогания». Направление журнала цензура определяла так:
«Оппозиция правительству, крайность политических и нравственных мнений,
демократические стремления, наконец, религиозные отрицания и
материализм»[1].
Стихотворение
мы можем отнести к гражданской лирике. Жанрово-композиционная структура
его сложна. Построено оно в форме разговора пассажиров, условным
попутчиком которых является сам автор. Основная тема – раздумья о
тяжелой, трагической судьбе русского народа. Некоторые исследователи
называют «Железную дорогу» поэмой, синтезирующей элементы различных
жанровых форм: драмы, сатиры, песни и баллады.
«Железная дорога»
открывается эпиграфом – разговором Вани с отцом о том, кто строил
железную дорогу, по которой они едут. На вопрос мальчика генерал
отвечает: «Граф Клейнмихель». Затем в действие вступает автор, который
вначале выступает как пассажир-наблюдатель. И в первой части мы видим
картины России, прекрасный осенний пейзаж: