Искусство барокко
в середине XVIII столетия достигло в России полной зрелости. Сознание
того, что «Россия есть важнейший член общеевропейской системы»,
наполняет искусство Ломоносовской эпохи. Продолжая развивать традиции
предшествующего времени,
русские архитекторы обращаются к общеевропейскому художественному наследию. Пышная архитектура барокко распространяется по всей России. Рассадниками ее являются Петербург и Москва.
Итальянец по происхождению, уроженец Франции, В.-В. Растрелли (сын
скульптора К.-Б. Растрелли) целиком отдал свое дарование России.
Получив образование за границей, он затем строил только в России,
ставшей его второй родиной.
Украшая дворцы и храмы, В. Растрелли, сотрудничал обычно с русскими
народными мастерами. Резьба по дереву, обрамлявшая двери, окна, зеркала,
потолки дворцовых залов, создавалась русскими резчиками по чертежам
архитектора. Пышная дворцовая мебель, богато позолоченная, обитая
шелком и парчой, делалась также по рисункам Растрелли. Украшая диваны и
кресла золоченой резьбой, знаменитый архитектор и русские
исполнители-резчики чуждались, однако, крайностей барокко. Изогнутые
ножки мебели обычно вполне четки по своей конструкции. Гирлянды
листьев, цветов, раковин, обрамляющие спинки сидений и подлокотников, в
своих изгибах подчеркивают стройную композицию вещи. Обивка мебели
многоцветными шелками, гармонирующими с позолотой, увеличивала ее
декоративный эффект. Творчество В. Растрелли ознаменовало расцвет
барокко и в русском прикладном искусстве.
Храм Климента Римского на Пятницкой
улице (1750 —1770-е гг.) не без основания приписывают помощнику В.
Растрелли в Москве архитектору А. П. Евлашову. Монументальное здание
решительно устремляется ввысь. Пять могучих куполов, вырастающих из
главного объема постройки, составляют компактную группу. Архитектурный
колосс, полный движения, несет вместе с тем печать единства. В Москве
середины XVIII века не найдется памятников, подобных этому храму.