К келье Иринарха-затворника за благословением на ратный подвиг отправились вожди ополчения Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Преподобный Иринарх им дал крест. Многие ратники приносили на нем клятву стоять за Отчизну. Все историки отмечают, что слова клятвы не дошли до нас. Но действие воинов при клятве однозначно- крестоцелование перед всеми сотоварищами..
Бог являет силу креста, и через крест Бог являет Свою силу, крест – оружие против нечистой силы, крест ведет князей к победе в сражениях, он же охраняет ратников на поле битвы, верующие крестом побеждают любых противников, крест избавляет от всяких напастей, если с верою призывать его на помощь в молитве. Но все это, подчеркивает летописец, действительно лишь в том случае, если человек верит в божественную силу креста и не нарушает крестоцелования. В противном случае преступившего крестное целование ждет наказание от Бога и в этой и в будущей жизни.