Про живой уголок.
Живой
уголок — участок в помещении школьного или дошкольного
учреждения, предприятия или организации, украшенное растениями и содержащее небольших,
зачастую декоративных, животных в специально приспособленных клетках,
террариумах, аквариумах.
Работа
по организации уголка живой природы в образовательных учреждениях как
дополнительного, так и основного образования имеет исключительно важное и
актуальное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними
наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за
животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают
ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе.
В
настоящее время появилась еще большая необходимость в создании уголков живой
природы. Вызвано это тем, что значительно ограничен и регламентирован в больших
городах сбор живых объектов для создания гербариев, коллекций и других
наглядных пособий. Также у людей почти нет связи с природой из-за, чего у них
происходят частые стрессы. Наблюдение за живыми организмами помогает
расслабиться и на какое-то время забыться от суеты, отдохнув и получив заряд
положительных эмоций от созерцания зелени растений и пестроты цветов, а также
от общения с животными.
В
образовательных учреждениях утрачены ранее организованные уголки живой природы
в связи с нехваткой средств на приобретение, содержание и кормление животных,
несоответствием условий содержания животных в образовательных учреждениях,
нехваткой специалистов-биологов. По сути, организация уголка живой природы
сегодня в образовательном учреждении - это “хорошо забытое старое” на “новый
лад”.
Цель:
формирование у обучающихся навыков ухода, наблюдения за живыми обитателями
уголка живой природы; повышение экологической грамотности обучающихся и экологическое
просвещение населения; спасение животных, их реабилитация, наблюдение и
выхаживание.
При
создании уголка живой природы необходимо не только знать, какие живые объекты
следует подобрать для изучения, но и познакомить обучающихся с теми, которые
категорически запрещены для содержания. Занятия в уголке живой природы должны
иметь экологическую и природоохранную направленность. Это обеспечит не только
углубление и расширение природоведческих знаний, но и выполнение различной
общественно-полезной работы по изучению и охране живой природы своего района,
области.
Тщательное
планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов
практической и исследовательской работы, способствующей подтверждению знаний на
практике, а затем использованию приобретенных знаний на уроках
естественнонаучного цикла в школе. В процессе ежедневной практической работы в
уголке живой природы обучающиеся знакомятся с профессиями биолога, зоолога,
рабочего по уходу за животными, узнают практическую значимость этих профессий.
Дети приучаются работать в уголке живой природы уже с дошкольного возраста.
Основные
обитатели живого уголка.
Рыбы:
прежде всего аквариумные: меченосцы, золотые
рыбки. Для школьного уголка природы целесообразнее,
а главное доступнее, устройство наиболее простого аквариума. Именно в нём можно разводить и
содержать изучаемых в школе и внешкольных учреждениях речных рыб: окуня, карпа,
карася, корюшку, линя, красноперку, пескаря, вьюна обыкновенного.
Земноводные
: серая жаба и др.
Пресмыкающиеся:
среднеазиатская черепаха. Ящерицы, например, живородящая, прыткая.
Пресмыкающихся содержат в террариумах.
Птицы:
канарейки, чечетки, волнистые попугайчики, чижи, щеглы, обыкновенная овсянка, попугаи и др.
Млекопитающие:
бурундук, обыкновенные белые мыши, белые крысы, белка, хомячки, морские свинки.
Основные растения живого уголка.
Большой
интерес для школьного уголка живой природы представляют растения группы
суккулентов. Таковы многолетние растения сухих мест обитания, способные
длительное время сохранять запасы воды в своих сочных частях: кактусы, агавы,
алоэ, молочайные. Зимой кактусы должны отдохнуть. В
холодные и короткие дни их следует поливать не чаще 2-3 раза в месяц и притом
очень умеренно.
Из
лиственных растений для уголка рекомендуются следующие: папоротники, бегонии, драцены, кливии, монстеры, сансевьеры, хлорофитумы, циперусы, традесканции, виноград комнатный, герани и др.
Главная мысль.
Уголок
живой природы - это не только место для хранения живых растений и животных, для
проведения наблюдений с ними, но и место для проведения занятий, экскурсий.
Занятия, проведенные в уголке живой природы, более содержательные, интересные,
увлекательные.