Прочитайте текст и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность их к данному стилю, приведя примеры. Определите способы изложения информации в текстах, характер лексики (например, общеупотребительная, термины, разговорная, фразеологизмы и т.д.); особенности синтаксиса (виды предложений). Приводя примеры из этих разделов языка, тексты можно не переписывать.
I. Научиться слышать голоса природы и истории - значит раздвинуть границы собственной жизни вглубь и вширь, в прошлое и в будущее, ощутить связь времен и, кроме того, приобщиться к подлинному бессмертию, в котором нет ничего ни иллюзорного, ни мистического. Ощущение связи времён - великая нравственная, творческая, никогда не иссякаемая сила. Она не утешает человека иллюзиями, она дает ему не слепую веру, а мужественную, неустрашимую уверенность в том, что от него самого зависит не исчезнуть бесследно, а остаться жить на земле. Бороздой, проложенной в поле, строкой, написанной в книге, в построенном им доме или в сложенной им песне, в детях, которых он родил и воспитал. В тепле, добытом им из - под земли, или в тепеле дружеского участия в судьбах тех, кто в этом нуждается.
И если он помнит и чтит тех, кто до него пахал поле, складывал песни, писал книги, строил дома, воспитывал и учил детей, давал людям тепло, кормил их хлебом, если он помнит и чтит надежды, горе, счастье, искания, труды, борьбу прошедших поколений, если они для него не умерли, а живы в его памяти, значит, и будущие поколения тоже не забудут его, и он обретет бессмертие не в боге, а в живой народной памяти.
(По С. Львову)
II. Русский язык открывается до конца лишь тому, кто кровно любит свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
Особенно ясными для меня стали эти мысли после встречи с одним лесником.
Мы остановились у одного оконца - колодца и напились воды.
- Родник! - сказал лесник. - Должно, Волга тоже начинается из такого оконца?
- Да, должно быть, - согласился я.
- Я большой любитель разбирать слова, - неожиданно сказал лесник и смущенно усмехнулся.
- И вот, скажи на милость! Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не дает покоя. Вы, говорят, вроде книги пишите?
- Да, пишу.
- А я вот как ни прикидываю, а редко какому слову найду объяснение.
- А какое слово к вам привязалось сейчас? - спросил я.
- Да вот этот самый "родник". Надо думать, получилось оно то того, что вода зарождается. Родник родит реку, а река льется - течет через всю нашу матушку - землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит - родник, родина, народ.
(По К. Паустовскому)