Я ровесник войны, но теряется ныне
Наша гордая память в суетной новизне:
О погибшем отце, о потерянном сыне,
Защитившем всю Землю в крови и огне.
Александр Леваков
22 июня 1941 год. Деревня Карпово Калужской области Спадзенского района дремала на рассвете. Люди еще не знали, что в их семьи постучалась война.
Моя бабушка, Дупленская (Дуденкова) Зинаида Родионовна, была любимой дочкой в дружной семье. Ее родители мечтали, что дети вырастут, уедут из деревни, получат образование и будут жить лучше, чем они. Каждый год во время летних каникул дети всегда где-нибудь отдыхали. 41-ый не стал исключением. Старших, Прасковью и Виктора, оставили дома помогать родителям по хозяйству, а младшую Зинаиду 21 июня отправили в Москву погостить у дяди. Домой она вернулась только в 1943 году.
Я часто прошу бабушку Зину рассказать о ее детстве. Она вспоминает войну, которая надолго разлучила ее с родителями. Со слезами на глазах, но с великой гордостью рассказывает бабушка о своем отце, моем прадедушке Дуденкове Родионе Петровиче. Он ушел на фронт в первые дни войны. Услышал о том, что началась война, пришел в сельский совет и попросился добровольцем. Его жена, Евдокия Дементьевна, осталась одна с двумя детьми. Вскоре опустела вся деревня, не слышно стало мужских голосов на улице. Мужчин заменили женщины и в полях, и в кузнице. Каждый вечер, возвращаясь с работы, прабабушка надеялась увидеть письмо от мужа. Она ждала, а писем все не было. Прадедушка пропал без вести, так ни разу и не написав, где он, что с ним. Первой и последней корреспонденцией стала телеграмма, в которой говорилось, что Родион Петрович Дуденков погиб в бою под Вязьмой.
Деревню Карпово захватили немцы. Они зверствовали, отбирали у жителей продукты, скотину, не жалели даже детей. В 1942 году умер брат моей бабушки от скарлатины. Сердце матери разрывалось от боли. Она не знала, что с ее младшей дочерью, жива ли она. Забрать Зинаиду не было возможности: фашисты никого не выпускали из деревни. Оккупация продолжалась до 1943 года. Спустя два года после разлуки встретились мать и дочь. До конца войны они прожили в Калужской области, а потом переехали поближе к родственникам в Подмосковье.
Не всем удалось выжить в тяжелое военное время. Но наш народ победил. Моя бабушка повторяет мне такие слова: «Помни, внученька, что твой прадед погиб, чтобы жили мы, жила свободно наша страна». У бабушки не осталось фотографий ее отца, но мне в наследство она передала гордую память о моем прадеде.