Проблема орнамента эпохи модерн
Орнамент стоит первом месте по способности проникновения в разные виды
искусства и по возможности обретать новый смысл, ранее с орнаментом не
ассоциировавшийся. Понятие орнамента не получило еще своего окончательного
определения, несмотря на то, что орнаменту посвящена довольно обширная
литература. пись и графика оказываются в
этом процессе воспринимающей стороной, а орнамент – дающей.
Начинается восприятие орнамента живописью с того, что орнамент входит в
живописное произведение мотивированно, как предмет изображения. Примеры этого
можно найти в немецкой, австрийской, французской живописи. Например, картина
П. Боннара «Пестрая блуза» (1892), где само название картины говорит за себя
( модель одета в блузу, орнаментализированную красными, желтыми и белыми
квадратиками и прямоугольниками), многочисленные интерьеры с фигурами Э.
Вюйара, в которых художник часто изображает обои и декоративные ткани, или
тем более такие картины Г. Климта, как «Поцелуй», «Саломея», или любой
портрет 900-х годов, где одежды и фон превращены в декоративные плоскости.
Правда, многие из перечисленных произведений отражают уже следующую, более
высокую стадию орнаментализации живописи, ибо не только содержат орнамент в
качестве предмета изображения, но и пользуются орнаментализацией как
принципом построения живописного произведения.
Разумеентяс, почти никогда мы не можем полностью отождествить живописное
произведение с орнаментом, ибо живописная композиция не дает полной
симметрии, не пользуется приемом точного повторения определенного раппорта.
Речь идет не о сведении живописи к орнаменту, а о частичном использовании в
живописи тех принципов, которые типичны для построения орнамента, о
плоскостности, выявлении ритма и повторении определенных пластических
элементов, преобладающей роли рисунка, ложащегося на поверхность, об
уподоблении каких-либо предметов, изображенных в картине, орнаментальным
элементам. Примеров такого использования живописью и графикой приемов
орнаментализации очень много, можно даже сказать, что без них не обходится
почти ни одно произведение живописи и графики модерна.
В картине М. Дени «Музы» (1893) орнамент выступает и как предмет и как метод
одновременно. Платья двух женщин, сидящих на первом плане, покрыты
орнаментальным узором. Этот узор затем повторяется и в изображении листьев на
деревьях, и на земле. Фигуры женщин на втором плане, расположенных парами в
промежутках между стволами деревьев, тоже воспринимаются как элементы
орнамента.