В конце 60-х годов XIX века в Японии произошли события, круто изменившие ход исторического развития этой страны. В официальной японской историографии они получили наименование «Мейдзиисин», что переводится как реставрация монархии.Реставрация императорской власти как реальной и низложение сёгуната - это своего рода ключевые события в политической жизни страны, которые, с одной стороны, как бы венчали борьбу антисёгунских сил, а с другой - открывали путь, ведущий к глубоким социальным преобразованиям.Сёгунат - сложившаяся в XII-XIX вв. в Японии форма управления страной крупными феодалами, при которой император был лишен реальной власти.Движение за свержение сёгуната объединяло практически все слои японского общества: крестьянство, городскую бедноту, оппозиционно настроенное дворянство в лице, прежде всего, низшего самурайства, торгово-промышленную буржуазию. Широкий размах анти-сёгунского движения, несмотря на неоднородность состава его участников и наличие серьезных разногласий в руководстве, свидетельствовал о кризисе не только верхов, но и самого феодального строя.При поверхностном подходе к событиям 1867-1868 гг. они могут восприниматься как схватка двух феодальных группировок: с одной стороны - клан Токугава {последний из трех династий сегунов, правившей с 1603 г. по 1867г.), а с другой - противостоявшие ему феодалы из юго-западных княжеств (Сацума и Тесю), которые, заключив между собой военный союз, выступили против сёгуната, добились его свержения и образовали новое правительство, где ведущую роль стали играть лидеры указанных княжеств. Важно то, что обострение борьбы внутри господствующего класса происходило на фоне нарастания мощного крестьянского движения, грозившего перерасти в аграрную революцию, а также движения городских низов.К 1868 г. революционные события развивались как бы двумя потоками: с одной стороны движение народных масс, носившее ярко выраженный антифеодальный характер; с другой - борьба дворянства в лице «просвещенного самурайства», стремившегося реформировать существовавшую систему, изменить форму правления страной. Оба этих потока при всей их самостоятельности не были изолированы друг от друга, а развивались в тесной взаимосвязи. Более того, антисёгунские настроенные самураи не просто использовали революционное движение народных масс, а часто руководили им, направляя его в общее русло борьбы против существовавшего режима.Самураи - в широком смысле - светская знать в Японии, в узком и наиболее часто употребляемом значении - военное сословие мелких дворян. Термин «самураи» применяется также для обозначения японских военных.Вместе с тем само «просвещенное самурайство» находилось под сильным влиянием нарождавшейся буржуазии и в определенной мере выражало и ее интересы. Так, среди требований, которые выдвигала антисёгунская оппозиция, важное место занимали вопросы, касавшиеся введения полной свободы торговой и предпринимательской деятельности. Немаловажное значение имел и тот фактор, что ведущие страны Запада требовали от Японии отказа от политики «закрытой страны», проводимой домом Токугава, и открытия границ для проникновения иностранных товаров. Юго-западные княжества, составившие основу антисёгунской коалиции, устанавливали довольно тесные связи со странами Запада, в частности, с Англией, пользовались их поддержкой и покровительством.Таким образом, японское общество 60-х годов XIX века характеризовалось активным формированием широкой коалиции разнообразных социальных сил, объединенных единой целью - свержение власти сёгуната как выразителя интересов крупных феодалов, как оплота японского феодализма. Победа, одержанная войсками юго-западных княжеств в 1868 году, предопределила падение старого режима и установление новой власти, взявшей курс на развитие свободного предпринимательства, ликвидацию военного сословия, укрепление позиций новых помещиков и богатых крестьян.Разгромив войска сегуна, император Муцухито вступил в его столицу Токио и объединил в своих руках религиозную и светскую власть. Правление Муцухито получило название Эпоха Мейдзи или «Просвещенное правление».