Часто поэт употребляет цветовые эпитеты, помогая тем самым красочнее изобразить увиденное. Так в стихотворении «Отговорила роща золотая… » используются следующие цветовые определения: «роща золотая» , «над голубым прудом» , «сиреневую цветь» , «костер рябины красной» , «рябиновые кисти» – они передают краски уходящей осени. В стихотворении «Я покинул родимый дом… » есть такие цветовые эпитеты: «голубую Русь» , «золотою лягушкой луна» ; в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу… » – «увяданья золотом охваченный» , «на розовом коне» . Среди цветов в лирике С. А. Есенина преобладают золотые, розовые и голубые тона. Именно так воспринимается мир поэтом, именно так видит он свою родину – милую Русь.
С. А. Есенин использует в своей поэзии музыкальные эпитеты, которые озвучивают стихотворение, именно это свойство позволило многие стихи Есенина положить на музыку, и теперь они стали общеизвестными романсами. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная… » звук передан такими художественными определениями: «веселый пляс» , «девичий смех» , они создают у читателя ощущения счастья, беззаботного веселья. В стихотворении «Я покинул родимый дом… » эпитет «на тихой воде» помогает почувствовать грусть, тоску лирического героя после расставания с родиной, с родимым домом.
Есть в поэтических произведениях С. А. Есенина эпитеты, определяющие возраст, течение времени. В стихотворении «Я покинул родимый дом» эпитет старый передает ощущение скоротечности времени, обреченности прежних стремлений, надежд: «матери старой» , «старый клен» . В стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями» определения «отзвучавшие года» , «стареньким ситцем» , «бедных небес» , «дешевеньким ситцем» создают грустное настроение.
Лирический герой тяжело переживает свою разлуку с юностью, с маленьким деревенским домом.
Эпитеты в поэтических произведениях С. А. Есенина настраивают читателя на определенное восприятие стихотворения, передают переживания, чувства, мысли лирического героя, создают определенную музыкальную тональность, передают цветовые пристрастия поэта, являясь, таким образом, необходимым художественным средством в лирике С. А. Есенина.