И. С. Тургенев – проницательный и прозорливый художник, чуткий ко
всему, умеющий подмечать и описывать самые незначительные, мелкие
детали. Тургенев в совершенстве владел мастерством описания. Все его
картины живы, ясно предоставлены, наполнены звуками. Тургеневский пейзаж
психологичен, связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с
их бытом.
Несомненно, пейзаж в рассказе «Бежин луг» играет важную роль. Можно
сказать, что весь рассказ пронизан художественными зарисовками, которые
определяют состояние героя, подчеркивают его настроение, чувства,
определяют внутреннее напряжение. «Бежин луг», собственно, и начинается с
пейзажных зарисовок. Автор описывает прекрасный июльский день, когда
«все краски смягчены, светлы, но не ярки», когда чувствуется
«трогательная кротость» природы, воздух сух и чист. Предстают перед
глазами эти картины и чувствуются запахи полыни, сжатой ржи, гречихи, о
которых упоминает автор.
День чудесен! Герой доволен охотой за тетеревами. Однако чувство
спокойствия и гармонии длилось недолго. Наступил вечер, начало
смеркаться. Герой сбился с пути, заблудился, им овладело внутреннее
беспокойство. С помощью описания природы автору удается показать его
смятение. Героя сразу охватила неприятная, неподвижная сырость, отчего
сделалось жутко. Уже «носились» летучие мыши, и запоздалые птицы
торопились в свои гнезда. По мере того как охотник понимал, что
заблудился серьезно и по темноте сегодня из леса уже не выберется, «ночь
приближалась и росла, как грозовая туча», отовсюду «лилась темнота». И
вот когда надежда добраться до дома окончательно оставила героя, он
вышел на Бежин луг, где деревенские ребята сидели у костра. Они пасли
табун лошадей. В этой романтической обстановке они рассказывали друг
другу разные истории. Охотник присоединился к ним. Постепенно чувство
тревоги ушло и сменилось новыми чувствами: спокойствием, умиротворением.
Он стал любоваться небом, рекой, потрескивающим племенем костра,
наслаждаться особенным, томительным и свежим «запахом русской летней
ночи».
С любопытством рассказчик слушал истории ребят. В самые напряженные
моменты рассказов природа, будто прислушиваясь к ним, посылала небольшие
сюрпризы. Всякий раз в самый страшный момент что‑то происходило. После
рассказа Кости о встрече плотника Гаврилы с русалкой ребята слышат
«протяжный, звенящий, почти стенящий звук», который неожиданно возник из
тишины и медленно разнесся в воздухе. История, рассказанная Ильюшей о
том, как псарь Ермил повстречал нечистую силу в образе барашка, пугает
детей еще больше потому, что вдруг неожиданно собаки поднялись и с
судорожным лаем бросились прочь от огня и исчезли во мраке. Рассказ о
покойниках и предвидении смерти вводит ребят в задумчивость. Появившийся
белый голубок, откуда ни возьмись подлетевший к костру, покружившийся
на одном месте и растворившийся в ночной мгле, наводит их на мысль о
том, не праведная ли это душа, летящая на небо. «Странный, резкий,
болезненный крик цапли», раздавшийся в тишине, служит переходом к
разговору о загадочных и страшных звуках: так может душа «жалобиться»
или кричать леший. Все эти картины передают тревогу, страх, напряжение
ребят, подчеркивают их настроение. «Божьи звездочки», внимание к которым
привлекает маленький Ваня, помогает всем детям увидеть красоту ночного
неба.
Тургеневский пейзаж психологичен, связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом.
Заканчивается рассказ тоже описанием природы. «Все зашевелилось,
проснулось, запело, зашумело, заговорило», новый день, необыкновенно
красивый, солнечный и яркий, соединенный со звуками колокола и бодрящей
свежестью, служит финальным аккордом этого замечательного произведения.
Мастерство И. С. Тургенева помогает читателям почувствовать красоту
родной природы, обратить внимание на то, что происходит в ней
ежеминутно, ежечасно.