Со
второго десятилетия 18 века начался новый период развития французского
искусства.
Содержание идейной жизни Франции этого времени определялось борьбой
демократических сил с разлагающимся абсолютизмом, с паразитизмом и
расточительством двора и аристократии, с церковью, преследовавшей
вольнодумцев; эта борьба идеологически подготовила страну к
буржуазной революции конца 18 века.
Пробудившееся
в народе недовольство общественным порядком, нарастающий протест
буржуазии придали движению французского Просвещения
более непримиримый и широкий демократический характер, чем в других
странах Европы, определили его силу. Французские просветители
были прежде всего «гражданами вселенной» — они обращались к обществу как
нации, выступали не только от лица революционной буржуазии,
но и от всего «страждущего человечества».
Просветители выступали против религии, догматизма, косных норм
морали, суеверий — за свободу
мысли, за равенство людей и освобождение от сословных предрассудков, за
право каждого радоваться жизни. Страстный дух всеразрушительной
критики, скепсиса и тонкой иронии ниспровергал обветшалые законы и
порядки, будил мысль к новым дерзаниям. Вместе с тем мечты об
осуществлении идеального «царства разума», вера в прогресс, в то, что
грядущий общественный переворот принесет благоденствие широким
массам, рождали оптимизм, которым был проникнут 18 век.
Монтескье верил в «золотой век» благоденствия и справедливости,
воплощение
которых видел в античности. В «Общественном договоре» Руссо смело
провозгласил идеи народного суверенитета, начертал утопическую
программу будущего общества, основанного на идеальном равенстве.
Предреволюционная Франция переживала расцвет. Она стала очагом
передовой материалистической философии и других наук, новых идей в
политике. Писатели и политические мыслители: Монтескье, Вольтер,
«провозвестник революции» Руссо, энциклопедисты во главе с Дидро,
писатели Лесаж и Бомарше придали французской культуре 18 века
общеевропейское значение. Ж. Л. де Бюффон создал «Естественную историю» —
величественную поэму о природе. Во славу человеческих
познаний и труда впервые в человеческой истории был возведен гигантский
памятник — написана многотомная Энциклопедия.
Развивавшаяся на этой почве французская художественная культура
вступила в полосу подъема. Новое содержание мощным потоком врывалось в
искусство. В музыку проникало народное песенное начало. Сменяя
парадность придворного театра, пришла драматическая опера, продолжал
критическую традицию Мольера театр французской комедии, переживал
расцвет подчинявшийся лишь вольной фантазии, исполненный боевых
настроений ярмарочный театр масок, среди крестьян распространялись
массовые зрелища с играми и хороводами. Уходили в прошлое
религиозная живопись и каноны придворного искусства, все более
становились ведущими светские реалистические и «галантные» жанры.
Расширился диапазон французского искусства; в начале 18 века художники
обратились к интимным сферам человеческой жизни и чувств, малым
формам, а к концу столетия проектировали идеальные города грядущего
общества.
Переходный характер эпохи определил сложность французской
художественной культуры 18 века, тяготение к контрастам и разнообразию.
Ее
развитие протекало под знаком борьбы и взаимодействия идейно
значительного искусства, проявлявшегося в реалистических,
предромантических и классицистических формах,
и господствовавшего аристократического искусства позднего барокко,
рококо и академизма.
Реализм 18 века наиболее полно выразился в раскрытии образа человека. У
художников-реалистов борьба за эмансипацию личности, рост ее
индивидуального и гражданского самосознания нашли отражение в интересе к
образу «естественного человека», к его живым интимным
чувствам, вне сфер воздействия официальных норм жизни и сословной
иерархии. Это определило и обращение к темам обыденной жизни
частного человека, не нарушающего исконных законов природы. Утвердился
интерес к индивидуальному, неповторимому и характерному, к
тонкому психологическому анализу.