Евразийское пространство представлено мировому сообществу как культурно-историческое, социально-экономическое единство двух частей света – Европы и Азии.
Территория Евразии объединила много этносов, государств, конфессий, языков, различные социальные и политические системы. На сегодняшний день невозможно представить евразийскую культуру без её духовного начала, отражающегося в том числе и в религии. Здесь динамично гармонизируют духовные традиции Ислама и православия. И нетрудно понять масштабность роли Ислама и православия в процессе культурно-цивилизационного становления этносов и народов, проживающих на евразийском материке. Тесное переплетение тюркской и славянской культур порождают феноменальный синтез духовно-нравственных ценностей, нашедших своё воплощение в евразийской культуре.
Казахстан, являясь одной из составных частей евразийского пространства, стал наглядным примером того, как представители различных верований живут в мире и согласии. Такое многообразие свидетельствует об уважительном отношении государства к свободе вероиспове-дания, сохранении атмосферы толерантности и веротерпимости в обществе.
Казахстан, как поликонфессиональное и полиэтническое государство, использует гумани-тарно-нравственный потенциал мировых и традиционных религий, поддерживает межкон-фессиональное согласие и диалог духовных лидеров.
Современная религиозная ситуация в поли-конфессиональном Казахстане непроста и динамична. В ней постоянно происходят количественные и качественные изменения. Следует отметить, что с возрастанием роли религии в обществе растет и количество фактов искажения религиозных догматов представителями нетрадиционных религий. Активное миссионерство и пропаганда нетрадиционных течений вызывают обеспокоенность граждан, так как любая критика общества в адрес нетрадиционных течений зачастую приводит к проявлению нетерпимости к критике, агрессий, что, безусловно, является основой конфликтов религиозного характера.
Проблема религиозных конфликтов всегда остро стояла перед человеческим сообществом, но особую актуальность приобрела в современное время. Как известно, религия является социаль-ным институтом, но прежде всего, религия – это форма мировоззрения. Она обращается к глубинным вопросам человеческого бытия, определяя его отношение к миру, к другим людям. Этим определяются особенности религиозных конфликтов.
Религиозные конфликты выражаются не только как конфликты приверженцев различных вероисповеданий, но и тесно связываются с этносом носителей верований, что придает конфликту и национальный характер. Даже «чисто» религиозные конфликты, сопровождаемые проявлениями агрессии, насилия и нетерпимости, казалось бы, затрагивающие лишь религиозную сферу, значительно дестабилизируют в целом социальную обстановку в современном обществе. Взаимоотношения религии и политики, взаимосвязь конфликтных ситуаций в этих сферах общественной жизни, вышеозначенные обстоятельства актуа-лизируют исследование угрозы религиозного конфликта устойчивому развитию общества.