Тема и идея стихотворения
В стихотворении,
состоящем из четырех четверостиший, описан полет ангела, несущего «душу
младую», перед ее рождением в этом мире «печали и слез». Путешествие
сопровождается тихим ангельским пением, славящим безгрешные души, рай и Бога,
которое слышит и понимает не только душа, но «и месяц, и звезды, и тучи…».
И эта песня, которую
человеку невозможно высказать, остается в принесенной на землю душе, постоянно
терзая его в земном существовании необъяснимым «желанием чудным» вновь ее
услышать. Ведь ангельская песня – это музыка небес, которую обыденная жизнь
заслонить не в состоянии: «И звуков небес заменить не могли/Ей скучные песни
земли». Повествование о небесном полете в объятиях ангела и описание испытаний,
которые ждут невинную душу, делят стихотворение поровну.
Художественно-изобразительные средства
Как же получилось
создать столь мелодичное стихотворение, которое напоминает песнь ангела и
заставляет погрузиться в раздумья о вечном? Если обратить внимание на
синтаксис, то видно, что все четверостишия – это самостоятельные предложения,
связанные между собой, оканчивающиеся точкой. Для того чтобы передать торжество
момента переноса души из одного мира в другой, песне ангела Лермонтов дает
эпитеты «тихая» и «святая». Небесным «кущам райских садов» противопоставлено
земное существование человека, и для этого использованы последние строки
второго четверостишия: «…и хвала/ его непритворна была». Эти строки как будто
меняют настроение, торжество сменяется грустью и обреченностью по утраченной
близости к божественному. Размер – трехстопный амфибрахий, в котором ударные
слоги, сопровождаемые безударными, звучат очень мягко, придавая плавность всему
тексту. В стихотворении «Ангел» Лермонтова анализу необходимо подвергнуть и
звуковую сторону, так как аллитерация, ассонанс и подбор слов с преобладающими
в них мягких шипящих и свистящих звуков передают ощущение воздуха, рассекаемых
крыльями ангела.
Образ лирического героя
Как и в большинстве
ранних произведений юного гения, в стихотворении «Ангел» прослеживается влияние
западной литературы на его творчество, а именно влияние лирики Байрона.
Чувство избранности, противопоставления себя
окружающему миру, одиночество свойственно всей ранней лирике Лермонтова. А этот
небольшой романтический набросок стал одним из первых, в котором поэт пытается
понять и объяснить, в первую очередь самому себе, почему он чувствует себя
столь одиноким и не понятым среди окружающих его людей. Тоска по чему-то
неосознанному, по тому, что нельзя увидеть или услышать, крепкой нитью свяжет
все произведения Михаила Юрьевича.