Евгений Онегин — главный герой одноименного романа А. С. Пушкина — предстает перед нами как «молодой повеса», который мчится унаследовать имение находящегося при смерти дядюшки. Он заранее томится той скукой, которая ему предстоит. «С больным сидеть и день и ночь… Полуживого забавлять, ему подушки поправлять… Вздыхать и думать про себя: когда же черт возьмет тебя!» Но судьба избавила молодого человека от подобного испытания: прибыв в деревню, он уже не застал дядюшку в живых. У Онегина — скучная жизнь, полная тоски и лени. Но в чем же причина подобной скуки? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проследить историю жизни героя, начиная с самого детства. Евгений Онегин — сын богатого барина, «наследник всех своих родных», которому, благодаря его происхождению, нет необходимости работать. Он рос без матери, а отец сумел дать сыну лишь поверхностное образование: доверил его вначале попечению француженки-гувернантки, а затем «француза убогого», который, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя». Тем не менее, Онегин дважды пытался пополнить и расширить свое образование: он, например, в совершенстве овладел французским языком, был знаком с художественной литературой, с историей, «читал Адама Смита», хорошо разбирался в театральном искусстве. В «пору надежд и грусти нежной» Евгений оказался предоставленным самому себе. Он проводит все свое время в светских салонах и гостиных Петербурга, на балах, ведет пустую жизнь.
В лице главного героя романа поэту удалось «сладить» с типичным характером представителя современной ему просвещенной дворянской молодежи. Евгений Онегин — правдивый образ героя, который, будучи на голову выше окружающего его общества, не находит применения своим силам и способностям и потому становится «лишним человеком». Свобода, творчество, любовь — три стихии духа, украшающие человека, три страсти, делающие его существом поистине благородным, три сферы активности, наполняющие жизнь значением и смыслом. Все они могли быть доступны Онегину, но задавлены в нем его окружением, воспитанием и условиями жизни. Образ Онегина, сложный и противоречивый, заключающий в себе и положительные признаки прогрессивности, гуманности, просвещенности, и резко отрицательные черты явно выраженного эгоизма, практической бездеятельности, стал родоначальником так называемых «лишних людей» в русской литературе. Онегин, по определению В. Г. Белинского, «страдающий эгоист», «эгоист поневоле», то есть человек прекрасных задатков, но испорченный светским воспитанием, обстоятельствами аристократической среды, презревший нормы светской жизни и не нашедший истинного назначения и потому обреченный на одиночество.