Городничий – Антон Антонович Сквозник-Дмухановсий, выписан в комедии
довольно ярко. Он – одна из центральных фигур, и именно вокруг него и
Хлестакова развивается основное действо. Остальные характеры даны
полунабросками. Мы знаем лишь их фамилии и статус, в остальном - это
люди очень похожие на городничего, потому что они - одного поля ягоды,
живут в одном и том же уездном городе, где «хоть три года скачи, ни до
какого государства не доедешь» . Да они не так уж и важны, иначе затмили
бы собой все «великолепие» фигуры Городничего.
Но ведь и действительно, характер Городничего – это собирательный портрет всех чиновников того времени. Он впитал в себя все недостатки: низкопоклонство, чинопочитание, зависть, чванство, лесть. Этот список можно еще долго продолжать. Городничий становится своего рода «героем нашего времени» , поэтому и выписан он так отчетливо, поэтому так ярко и проявляется его характер, особенно в кризисных ситуациях, а вся жизнь городничего на протяжении «Ревизора» – это и есть кризис. А в таких кризисных ситуациях Антон Антонович находится не привык, видимо, от слабости характера. Оттого и электрический эффект в конце. Сомнительно, что с настоящим чиновником сможет договорится городничий. Ведь он всю жизнь обманывал таких же плутов как и он сам, а правила игры другого мира ему недоступны. И потому приезд чиновника из Петербурга для Антона Антоновича как Божья кара. И нет от этого спасения, кроме как повинится. Но зная характер городничего, можно смело утверждать, что он все равно предпримет попытку задобрить нового ревизора, не задумываясь над тем, что за взятку «можно и в острог» , он не видит дальше собственного носа, за это и расплачивается в финале: «Городничий посередине в виде столба, с распростертыми руками и запрокинутой назад головою»