Анализ стихотворения Пушкина "К Морфею" дам много баллов

0 голосов
660 просмотров

Анализ стихотворения Пушкина "К Морфею" дам много баллов


Литература (14 баллов) | 660 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Творчество вели­кого поэта многообразно по своей тематической палитре. А. С. Пушкин отразил в лирике практически все стороны жизни человека: писал о дружбе, о свободе, о смысле жизни, о счастье и его мимолетности и иллюзорности, поэте и граж­данском долге, о смерти и жизни духовной и т.д. Но одной из центральных для поэта всегда оставалась тема любви, ис­следование чувства, без которого жизнь человека пуста и уныла, лишена красок и оттенков. Тема эта не была статич­ной, раз и навсегда получившей однозначное решение, она эволюционировала и в разные периоды творчества наполня­лась новым содержанием.

Основные этапы развития темы любви в поэзии А. С. Пуш­кина. В юношеских стихотворениях «Певец» (1816), «К Мор­фею» (1816), «Любовь одна — веселье жизни хладной…» (1816), «Желание» (1816) и др. любовь понимается автором как тяже­лое душевное страдание, возвышающее и одухотворяющее, от­казаться от которого герой не в силах:

О жизни час! лети, не жаль тебя,Исчезни в тьме, пустое привиденье;Мне дорого любви моей мученьеПускай умру, но пусть умру любя!«Желание» (1816)

Вечное чувство, наполняющее сердце лирического ге­роя стихотворений 1810-х гг., получает эпитеты «мучи­тельная», «несчастная», «мрачная». Автор демонстрирует психологическое состояние влюбленного. Тоска и мучи­тельное томленье становятся мотивом юношеской любов­ной лирики А. С. Пушкина.

Иначе звучит тема душевных переживаний в стихотворе­нии «Сожженное письмо» (1825). Здесь уже более глубокие и сильные чувства. В небольшом монологе героя поэту удается передать состояние влюбленного мужчины, для которого важны не только собственное состояние, но и желания лю­бимой:

Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…Как долго медлил я, как долго не хотелаРука предать огню все радости мои!..

Пушкин создаст образ чувства, способного принести глу­бокое разочарование и опустошить душу:

Готов я; ничему душа моя не внемлет.

Такая любовь может приносить боль и оставлять незажи­вающие раны:

… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,Отрада бедная в судьбе моей унылой,Останься век со мной на горестной груди…

Не мыслит лирический герой стихотворения «К ***» («Я помню чудное мгновенье…» (1825) жизни без любви как памяти сердца. Образ возлюбленной предстает в глазах ли­рического героя «как гении чистой красоты». Словно чудот­ворный источник Любовь способна пробудить душу, «во мраке заточенья» переставшую чувствовать красоту и полно­ту жизни:

И сердце бьется в упоенье,И для него воскресли вновьИ божество, и вдохновенье,И жизнь, и слезы, и любовь.

Целая гамма переживаний, связанных с состоянием влюбленности, предстает перед читателем в стихотворении «Признание» (1826), адресованном А. И. Осиповой. Любовь сравнивается автором с болезнью, приметы которой хорошо знакомы всем, кто с ней сталкивался:Так исподволь, через имя, в поэму вводится романтический мотив одиночества и отверженности.

Мцыри чужд тому месту, где он вырос. Монахи, в силу своей религии отрицающие не только свободный человеческий дух, но и любые земные радости, не могут понять его страстной натуры. Жизнелюбие Мцыри, его поиск свободы и счастья вызывает у них лишь недоумение, недаром исповедь Мцыри монах не раз «хладно» прерывал. Но и совершив долгожданный побег, герой не приблизился к своему идеалу. Да, он наслаждается вольной жизнью, но натура Мцыри такова, что он не может довольствоваться малым. Вернуться домой, на родину! — вот чего он по-настоящему желает. Однако возможно ли это возвращение?

… Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал.

Я стал влезать на дерева;
Но даже на краю небес
Все тот же был зубчатый лес.

Мцыри сбился с пути, его родной Кавказ так близко: он может его видеть, и в тоже время несказанно далеко, ведь Мцыри не знает пути туда. Он не имеет природного чутья, по которому мог бы найти дорогу через темный лес, долгие годы взаперти в монастырских стенах отбили это чутье. Да и кто ждет Мцыри в родном, но давно разоренном ауле? Мертвы его близкие, он остался последним, гордый, но одинокий пленник обстоятельств. Внешне полный жизненных сил и устремлений, внутри Мцыри — «тюремный цветок», для которого воздух свободы оказался губительным. Постепенное осознание самим героем этого факта подымает образ Мцыри к высотам трагического образа:

… понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда…

Для того, чтобы подчеркнуть трагизм ситуации, Лермонтов вводит две сцены: битву с барсом и предсмертный бред героя. Они, каждая по-своему, глубже раскрывают образ главного героя. Из эпизода с битвой можно увидеть, сколько еще нерастраченных сил, которые можно бы было использовать во благо, таится в Мцыри. И всему этому суждено погибнуть! Здесь образ Мцыри сливается в представлении поэта с образом его поколения 1830-х годов в целом. Его современники, как и Мцыри, имели много идей и устремлений, но, как и у Мцыри, у них не хватало сил их осуществить.


(84 баллов)