Однако для успешного перехода от мануфактуры к фабрике требовался значительный слой свободных наемных рабочих, широкий рынок для сбыта промышленной продукции. Крепостной строй задерживал развитие промышленности, которое привело к изменению социального состава российского общества. Городское население за первую половину 19 в. выросло с 2,8 до 5,7 млн. человек, в то время как все население увеличилось на 75%, число городов - с 630 до 1032.
Развивался внутренний рынок. Основными товарами были сельскохозяйственная продукция и изделия крестьянских промыслов. Всероссийское значение имели ярмарки с крупными суммами торгового оборота. Расширялись внешнеторговые связи.
Развитию торговли препятствовало неудовлетворительное состояние путей сообщения. В сухопутном транспорте господствовала гужевая система. В центре страны началось строительство шоссейных дорог. В 1837 была построена железная дорога между Петербургом и Царским Селом, к 1851-Москва - Петербург, к 1859 - Петербург - Варшава. Однако общая протяженность шоссейных и железных дорог была ничтожно мала.
Общий ход развития страны свидетельствовал о том, что крепостнические отношения превращались в тормоз для развития всего производства, стали причиной социально-экономического и политического отставания России. Вопрос о ликвидации крепостнического режима стал основным вопросом времени.