Как ни странно, наши современные философы не относят духовность к числу основных понятий. Достаточно сказать, что ни в «Философском словаре», изданном в 1981 году, ни в «Краткой философской энциклопедии», вышедшей в свет в 94-м, термина «духовность» нет. Между тем, не вызывает сомнений, особенно в нынешнее время, что именно проблема духовности является ключевой проблемой развития общества. Неслучайно «возрождение духовности» стало одним из популярных призывов последнего времени. Вопрос только в том, что под этим понимают.
Духовность сегодня зачастую трактуют просто как синоним религиозности. Академик Подберёзкин, основатель движения «Духовное наследие», утверждал: «Духовность – это, конечно, религия» Но вот философ Эрих Фромм резонно заметил, что религиозная вера может быть не только по принципу бытия, но и по принципу обладания. Первая – «внутренняя ориентация, установка человека», вторая – «подпорка для тех, кто хочет иметь готовые ответы на все поставленные жизнью вопросы, не осмеливаясь искать их самостоятельно».