1. Одно из самых известных произведений Шуберта, фантазия для четырех рук фа минор, посвящено графине Каролине Эстерхази. Композитор сочинил его в 1828 году всего за девять месяцев до рагической смерти. Каролина была ученицей гениального композитора, она начала заниматься с ним в возрасте 12 лет, а последние уроки он дал ей, когда Каролине исполнилось 22. Каролина всю жизнь оставалась его музой. Понятно, что никакие отношения между ними были не возможны: он простой учитель без дворянского звания, а она – дочь графа. Однажды она выразила досаду, что композитор не посвятил ей ни одного своего произведения, на что Шуберт якобы меланхолически ответил: "Для чего? Всё и так посвящено вам".
2. Шестая симфония Шуберта была отвергнута Парижским симфоническим оркестром. Лондонская филармония посмеялась над ней, а ее дирижер отказался даже репетировать. Пьеса не исполнялась публично ещё лет тридцать после написания. Как-то известный дирижер и скрипач Шуппанциг сказал, играя ре-минорный квартет Шуберта: "Нет, это плохо; не путайся с подобными вещами, держись лучше своих песен". Это было сказано при полной аудитории во время премьеры. Шуберт подошел к музыкантам, собрал с пюпитров листы с нотами, и больше при его жизни никто не слышал о квартете ре минор.
3. В апреле 1816 года Шуберт послал Гёте тетрадь тщательно переписанных песен на его тексты, включавшую ряд шедевров, в частности "Лесной царь". Жанр этой песни – баллада, которая была распространена в романтической поэзии. У Шуберта получилась настоящая драма, с несколькими действующими лицами, что требовало колоссального мастерства исполнителя. Шуберт чтил Гёте и поклонялся ему, дважды он пытался установить личный контакт с поэтом. Но все попытки не увенчались успехом, поэт не понял гениальности Шуберта. Тем не менее, Гёте оказал на личность композитора огромное влияние.
4. Вершиной творчества Шуберта принято считать Большую до-мажорную симфонию. Ее партитура была случайно обнаружена только через десять лет после смерти Шуберта. В 1838 году, Роберт Шуман, страстный поклонник его творчества, среди бумаг брата покойного композитора нашел эту партитуру. Точное время работы над ней композитора неизвестно. Рукой композитора в партитуре отмечено - март 1828 года. Но это может быть и дата окончания произведения, и дата его последней редакции. Первое исполнение Большой до-мажорной симфонии, как ее принято называть, состоялось 21 марта 1839 года в Лейпциге оркестром Гевандхауза под управлением Феликса Мендельсона и открыло миру Шуберта-симфониста. "Гигантское произведение, отличающееся громадными размерами и громадной силой и богатством вложенного в него вдохновения", - так отзывался об этой симфонии Чайковский.
5. Существует предание о том, как в один из осенних дней 1817 года Шуберт встретил на улице Вены богато одетую даму с белым лицом и старомодной прической. Назвав Франца по имени, она представилась его Судьбой и предложила ему на выбор определить будущее: остаться безвестным учителем и умереть в глубокой старости, окруженным детьми и внуками, или подарить миру сказочно-красивую музыку, но уйти из жизни в неполные тридцать два года. Через несколько дней Шуберт бросил школу, чтобы навсегда посвятить себя музыке.
6 Друзья Шуберта и коллеги-музыканты собирались вместе и исполняли музыку Шуберта. Эти встречи получили название "Шубертиады" (Schubertiads). Какой-то первый фан-клуб!
7.Из опер, исполнявшихся в то время, Шуберту всего более нравились «Швейцарское семейство» Йозефа Вайгля, «Медея» Луиджи Керубини, «Иоанн Парижский» Франсуа Адриана Буальдьё, «Сандрильона» Изуарда и особенно «Ифигения в Тавриде» Глюка.
8.Точная дата создания симфонии си минор (Неоконченной) неизвест на. Она была посвящена любительскому музыкальному обществу Граца, и Шуберт представил две её части в 1824 году.
Рукопись хранилась более 40 лет у друга Шуберта Ансельма Хюттенбреннера, пока её не обнаружил венский дирижёр Иоганн Хербек и не исполнил её на концерте в 1865 году. Опубликована симфония была в 1866 году