Вспомним хотя бы Петра III и Павла I, отца и сына - их непредсказуемый характер был опасным для придворного окружения и дворяне не желали с этим мириться, поэтому заговоры против этих императоров составлялись практически с самого начала их царствования. Например, Петр III всегда заботившийся об армии и флоте, что подтверждается многочисленными документами, к гвардии относился без малейшего уважения, ещё будучи наследником, называл гвардейцев "янычарами" и говорил: "Они только блокируют резиденцию, неспособны ни к какому труду, ни к военным занятиям и всегда опасны для правительства". Большинство гвардейских офицеров понятия не имели, где находятся казармы их полков.
Пётр III умер от «апоплексического удара» вилкой.
Тридцать лет спустя Павел I будет снимать с постов вдрызг пьяных гвардейцев. Озвучив мысль, что гвардия должна принимать участие в боевых действиях (чего после Петра I не было), он подписал себе приговор. Стоит упомянуть тот факт, что Павел снял с крестьян недоимку в почти 8 млн. рублей, возместив ущерб для бюджета за счет новых обложений, коснувшихся исключительно дворян и категорически запретил продавать дворовых и крестьян без земли. Павел умер от «геморроидальных колик», вызванных ударом золотой табакеркой.
Эти и другие факты дают нам право заключить, что важнейшим следствием дворцовых переворотов явилось усиление экономических и политических позиций дворянства.
В эпоху дворцовых переворотов основное требование дворян касалось облегчения тяжести военной службы и сокращения ее сроков. В 1730 году дворяне добились отмены положения петровского указа о единонаследии, ограничивавшее их право распоряжаться имением при передаче его по наследству. Позже, 29 июля 1731 года был учрежден Кадетский корпус в Петербурге для обучения дворянских детей в возрасте от 13 до 18 лет в количестве сначала 200 человек, а через год - 360. Окончившие его поступали в армию офицерами, минуя все тяготы солдатской службы. Наконец, в 1736 году для дворян была отменена бессрочная служба. Согласно закону, один из дворянских сыновей освобождался от военной службы для управления имением, а остальные до 20 лет должны были быть «в науках», а с 20 лет (а не с 15, как раньше) «всякий должен служить в воинской службе 25 лет». По истечении срока они могли выходить в отставку с повышением в чине. При этом оставшиеся дома и вышедшие в отставку должны были выставлять за себя рекрута. Поскольку многие дворяне после окончания Русско-турецкой войны в 1739 году стали хлопотать об увольнении со службы, в 1740 году был издан указ, разрешавший подавать в отставку только тем, кто находился на действительной службе указанный в законе срок.
При Елизавете эта политика продолжалась. В 1754 году была отменена смертная казнь в России. В интересах развития помещичьего хозяйства был изменен способ набора рекрутов. Их стали набирать ежегодно только с пятой части территории империи. Был отменен закон Петра I о недорослях. Дворяне фактически перестали служить солдатами в гвардии. При рождении они записывались в полк, в 10-12 лет получали чин сержанта, в 13-14 - поручика, в 16-17 - являлись в полк, совсем не зная военного дела. Фактически срок службы продолжался 10-12 лет. Это стало обычаем, на который правительство смотрело сквозь пальцы. Необычайно расширились при Елизавете и социальные привилегии дворянства. Инструкция по генеральному межеванию 1758 года гласила, что все лица недворянского происхождения не только лишаются права иметь населенные имения, но и людей без земли. Таким образом, дворянское сословие приобрело монопольное право на владение землей и крепостными крестьянами. Для окончательного его оформления и учета в 1761 году было велено составить «родословную книгу о дворянах».
Окончательное превращение дворянства из служилого в привилегированное сословие закрепил «Манифест о вольности дворянской» 18 февраля 1762 года, изданный Петром III и отменивший обязательную военную службу для дворян. Находившиеся на военной или гражданской службе дворяне могли продолжать ее или выйти в отставку. Но манифест при этом призывал дворян не покидать службу в интересах отечества. Не служащий дворянин получил впервые право свободного выезда за границу. Владельческие же права над крепостным населением не только не упразднялись, но, наоборот, усиливались.
Всё выше сказанное говорит о том, что в описываемый период произошло значительное расширение привилегий дворянства. Одновременно с этим процессом происходит еще большее закабаление крестьян - они всё больше приблизились к состоянию рабов. В 1731 году крепостные фактически были ограниченны в дееспособности, будучи лишены права приносить присягу на верность императору: теперь за них это делал помещик. В том же году дворяне получили право самостоятельно собирать подушную подать со своих крестьян (причиной была названа большая задолженность государству). Чуть позже помещикам было дано право самим назначать наказание за побег крестьянина, что стало ещё одним шагом к полному лишению их дееспособности.