Причем Тургенев вовсе не идеализирует крестьян. Особенно это видно в сцене рассказа «Певцы», где после такого возвышенного и красивого, берущего за душу пения тот же Яков-Турка напивается и оказывается мужиком, чьи «мокрые волосы клочьями висели над... страшно побледневшим лицом».
Рассказ «Хорь и Калиныч» появился в журнале «Современник» и имел такой успех, что Тургенев решил писать цикл небольших произведений о жизни простого народа, объединенных образом повествователя-охотника. Его рассказчик беседует с людьми, которых встречает, всматривается в них, описывает их мысли, чувства, сопереживает им. В этом цикле рассказов писатель пытается сделать то, за что до него никто еще не брался - изучить характеры крепостных крестьян и поведать об их судьбах. Поэтому можно сказать, что Тургенев в этих рассказах попытался запечатлеть живую душу народа, обрисовать черты национального характера.
Считается, что именно песня прекрасно передает народную душу. В рассказе «Певцы» Тургенев дает возможность читателю понаблюдать за состязанием двух народных певцов. «Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны... От каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами». Рассказчик, слушая это пение, вспоминает море и чайку. Другие посетители кабака не в состоянии спокойно слушать. Они вполголоса подхватывают песню, подбадривают певцов, высказывают свое восхищение, сопереживая, плачут.
Я думаю, что, рассказав о высоких душевных качествах простых русских людей, об их природном уме, сметке, чуткости и отзывчивости, Тургенев в «Записках охотника» показал, как он сам говорил, что в русском человеке таится и зреет зародыш будущих великих дел.