В конце VIII — в IX ст. у восточных славян формируются племенные княжества и союзы. в 882 г. процесс консолидации восточнословянских княжеств и земель завершается образованием государства Киевская Русь. Это способствовало возникновению письменности и школ, росту духовной культуры наших предков.
Во времена язычничества существования письменности на Руси поддерживалось как индивидуальной, так и групповой учебной грамоты. Последнее было зародышевой формой школ, которые появились с изобретением буквенно-звуковой системы письма. До принятия христианства существовали школы двух типов: языческие — для удовлетворения потребностей языческой верхушки и христианства (христианство проникло на Русь задолго до его официального принятия) .
С принятием христианства образование и школьничество приобрели последующее развитие, благодаря чему Русь примкнула к античной культуре и науке, сближалась со многими странами Европы. Первое свидетельство о школах на Руси датировано в 988 г. и связано с ее крещением. Да, князь Владимир открыл в Киеве при Десятинной церкви школу «книжного учения» , в которой училось 300 детей. В XI ст. , в период расцвета Киевской Руси, здесь существовали никогда «книжного учения» , монастырские, школы грамоты, кормильство, женские школы.
Школы «книжного учения» — школы повышенного типа, где, как правило, преподавали «семь свободных искусств» . Учеба осуществлялась через работу с книжкой, с текстом, что расширяло границы познания и возможности образования. Молодежь готовили к деятельности в разных сферах государственной, культурной и церковной жизни.
Монастырские школы открывались при монастырях, где учили новопринятых монахов. Учеба имела индивидуальный характер.
Школы грамоты существовали преимущественно в городах. В них учили детей бояр, посадовцев, купцов, процентщиков, зажиточных ремесленников. Удерживали эти школы на средства родителей, поэтому для бедного населения они были недоступными.
Кормильство — форма домашнего воспитания феодальной знати. Князья подбирали для малолетних княжичей (возрастом 5—7 лет) кормильцев из числа воевод и знатных бояр; кормильцы были и наставниками, и управителями.
Женские школы обеспечивали воспитание женщин из знатных родов.
Большинство детей простых людей воспитывалось в семьях. их учили сельскохозяйственного труда и другой домашней работы, изредка отдавали мастеру для овладения ремесла, где они могли изучать также грамоту и хоровое пение.