История России в произведениях А.С.Пушкина и
М.Ю.Лермонтова
Прошлое каждого народа неповторимо. История со времен
зарождения литературы всегда была объектом пристального внимания. В древности
особого внимания заслуживал выдающийся писатель и историк монах
Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и
Глебе, «Житие Феодосия», а главное, - «Повесть временных лет» о прошлом Русской
земли. Именно в ней Нестор сумел живо и образно рассказать о возникновении
Руси, о деяниях князей. Внес свою лепту в литературу и Владимир Мономах. Его
«Поучение» рисовало идеальный образ князя — справедливого правителя.
Особое место в литературе Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве».
Именно в нем воплотились характерные черты древнерусской литературы
того времени: живая связь с исторической действительностью. А в
начале 19 века начинает писать свою «Историю государства
Российского» Н.М.Карамзин. Именно это произведение должно было открыть
национальную историю для русского человека.
Историческая
тематика интересовала писателей во все времена. Не обошли ее в своем творчестве
и такие выдающиеся мастера, как А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Они неоднократно
обращались к прошлому своей Родины.
А.С.Пушкина интересовала личность Ивана Грозного и его
эпоха, не обошел писатель вниманием и Петра I. Изучал А.С.
Пушкин и летописи. Из «Повести временных лет» почерпнул
поэт сюжет «Песни о Вещем Олеге». Он описал времена, когда на Руси
существовало язычество. И перед читателем раскрывается мир
Древней Руси, боевые подвиги, традиции, яркие художественные образы князя Олега
и волхва. И встретившийся Олегу кудесник не
умаляет заслуг князя:
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда…
Но примешь ты смерть от коня своего…
Повествование под пером художника превратилось в
глубокое философское размышление о человеке и судьбе, о неотвратимости рока, о
непозволительности человека смеяться над судьбой.
Проблема народа, его роли в истории ставится в
трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». В изложении
исторических событий, развертывающихся в трагедии, Пушкин в основном следовал
за «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина. 16 век…
Смутное время… Борис Годунов, пришедший к власти, для чего вынужден был
отправить на смерть малолетнего царевича Дмитрия. И Пушкин
показывает, как тяжело даётся Годунову его царствование. Ощущение ужаса не
покидает царя. Страдание, крик души слышны в его словах: «…мальчики
кровавые в глазах», «жалок тот, в ком совесть не чиста». Интересен в трагедии
образ летописца Пимена, который хочет поведать потомкам
правду истории. И главное в трагедии - это народ,
это реальное действующее лицо, наделенное собственным голосом,
имеющее сложный и противоречивый характер, раскрывающийся на всем протяжении
пьесы в зависимости от обстоятельств. Наряду с образами реальных исторических
лиц А. С. Пушкин выводит в своей трагедии и образы вымышленные, пытаясь,
однако, наделить их чертами, характерными для людей той эпохи. И вот эпоха Петра I,
о которой А.С.Пушкин поведал в своих поэмах «Полтава» и «Медный всадник». После
победы над шведами Петр I повелевает построить северную столицу
на берегах Невы:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Но Петербург строится на «топи блат», в которую
легли кости тысяч безвестных строителей. Государь, который в поэме
выступает под местоимением «он», смотрит в будущее:
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам…
но не замечает тех, кто плывет в одиноком челне и ютится в
редких хижинах на берегу.
И зловещее наводнение усиливает конфликт между «строителем
чудотворным» и маленьким человеком, обычным горожанином бедным Евгением,
потерявшим в этой трагедии любимую девушку и свою жизнь. И А.С.Пушкин показал в
«Медном всаднике» две правды - простого человека и государственного
деятеля, которые не уступают одна другой.