В русской деревне существовали как малые семьи, состоящие из двух поколений родственников по прямой линии (родители-дети), так и большие или неразделенные, которые объединяли от двух до четырех поколений родственников по прямой и боковой линиям. Существовали также складнические или договорные семьи, объединявшие вследствие хозяйственной необходимости как родных, так и неродных людей. Издревле повсеместно господствовала малая семья, большая возникала при разрастании малой и исчезала при ее распаде или разделе. В XIX веке наибольшее число неразделенных семей встречалось в средней и южной полосе России, где преобладало чисто земледельческое хозяйство и система барщины в помещичьем землевладении.
Выбор брачного партнера
ОБЫЧНО БРАКИ ЗАКЛЮЧАЛИСЬ В СВОЕЙ ИЛИ СОСЕДНИХ ДЕРЕВНЯХ. В НАРОДЕ ЗАПРЕЩАЛИСЬ БЛИЗКОРОДСТВЕННЫЕ БРАКИ ДО ШЕСТИ-СЕМИ СТЕПЕНЕЙ РОДСТВА, БРАКИ СО СВОЙСТВЕННИКАМИ И ЛИЦАМИ, С КОТОРЫМИ СОСТОЯЛИ В ДУХОВНОМ РОДСТВЕ (КУМОВЬЯМИ). ПРИ ВЫБОРЕ БРАЧНОГО ПАРТНЕРА БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЛО УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ. В ПРЕДПОЧТЕНИЯХ БРАЛИ ВЕРХ СООБРАЖЕНИЯ ХОРОШЕГО РОДА (ДОБРОЙ СЛАВЫ), СОЦИАЛЬНОГО РАВЕНСТВА МОЛОДЫХ И ВОПРОСЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ВЫГОДЫ. БРАЧНЫЙ ВОЗРАСТ И ФОРМЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА ИМЕЛИ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ЛОКАЛЬНЫЕ ВАРИАЦИИ.
Народный взгляд на безбрачие
В основе воззрений на семью лежали понятия общественной морали, они же определяли характер брачных отношений. Состояние вне брака для взрослого человека считалось неправильным, делало его в глазах сельской общины неполноценным, а иногда и безнравственным. Безбрачие, так же как бездетность, считалось наказанием Божьим, следствием пренебрежения какими-либо сакральными правилами, а иногда рассматривалось и как нарушение половой идентичности. При таком подходе в русской деревне существовал высокий процент брачности. Исключением могли быть только очень бедные люди, явные калеки, слабоумные или же те, кто своей склонностью к монашеской жизни и религиозным занятиям ставил себя на границу человеческого и потустороннего миров. При этом для женщины при всей тяжести доли старой девы оставался путь полноценной реализации в данном статусе, который заключался в приобретении общественнозначимых функций "чернички" / "монашенки"
Для мужчины же статус холостяка, бобыля был однозначно оскорбительным и даже указывал на его неполноценность. Семья, дети обеспечивали мужчине положение в обществе. Только женатому полагался земельный надел, поэтому только он мог на полных основаниях участвовать в принятии важных решений на сходе или занимать общественные должности.