В эпоху бронзы произошли заметные
изменения в организации общественной жизни. Материнский род сменился
отцовским. Первобытнообщинные отношения постепенно разлагалась,
усиливалась имущественная дифференциация. Об этом свидетельствуют
погребения андроновцев, одни из которых были сооружены в виде больших
курганов, где вместе с покойным находились богатое оружие, украшения. Но
были и бедные погребения, в которые помещали глиняные горшки, скромные
украшения, части жертвенных животных.
К началу 1
тыс. до н.э. родовая община андроновцев разложилась, в результате были
выделены три сосоловные группы: военная аристократия, жрецы и родовые
общинники.
Войны, как средство обогащения, становится обычным
делом, поэтому из среды общинников выделяется военная аристократия-войны
– колесничие. В особую группу выделяются жрецы. Жрецы были
распорядителями культовых обрядов, хранителями древних традиций и
знаний, их отличительным признаком были деревянная чаша и особая шапка.
Таким образом, в обществе появились группы населения, не занятые в
производстве непосредственно. Регулирование отношений в обществе
происходило через народное собрание. Оно решало все дела- избирало и
смешало старейшин рода, строго следило за соблюдением родовых обычаев и
традиций. Племенная верхушка сосредотачивает в своих руках власть и
контроль за избыточным продуктом, что приводит к возникновению
имущественного неравенства в обществе. Андроновцы жили в жилищах типа
полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном.
По своему
антропологическому складу андроновцы были представителями европоидной
расы – широколицые, с открытыми глазами, развитым надпереносьем, резко
выступающим носом. Большинство ученых считает, что андроновская культура
образовалась на основе естественного развития местных племен эпохи
неолита и энеолита.
Существуют различные версии относительно определения этнической
принадлежности андроновцев. По одной из них, они принадлежали к финно –
угорской этнической группе. В последние годы выдвигается гипотеза о
тюркоязычности андроновских племен. Однако наиболее аргументированным и
утвердившимся положением является их индоиранская, арийская
принадлежность. Это подтверждается анализом древнейших письменных
источников, данных антропологии, лингвистических исследований,
топонимики, ономастики археологических материалов.
Андроновцы
поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь. У
них существовал культ предков, появился обычай поминок, ритуал
жертвоприношения. Главным жертвенником являлся конь. Возник обычай
запрета – «табу». Были достаточно развиты религиозные представления.
Таким образом, в период первобытнообщинного строя человек ведя суровую и
напряженную борьбу с природой, создавал новые, все более тщательно
отделанные орудия труда из камня, а потом после открытия мателла стал
изготовлять металлические орудия. От простого собирания готовых
продуктов природы и примитивной охоты человек перешел к скотоводству и
земледелию. От первоначального стадного состояния человечество прошло
такие стадий: материнский род, отцовский род, образование племен и
выделение отдельных семей. Усовершенствование орудий труда, а так же
способы добывания огня и приручение животных, все это осуществлялось в
процессее повседневного труда человека.
Имущественное неравенство
В это время появилось имущественное неравенство. Некоторые были в нищете некоторые в богатстве. К аристократам относились жрецы.Происходило накопление продуктов труда, развивался обмен, что влекло за
собой зарождение имущественного неравенства, обособление отдельных
патриархальных семей, семейной собственности, вело к разложению
первобытнообщинного строя.