Лирические отступления представляют автора как героя собственного романа и воссоздают его биографию. Биографический пунктир отступлений: первая глава — рассказ о молодости и упоминание о южной ссылке, шестая — прощание с молодостью, восьмая — рассказ о лицейских годах. Субъективный мир автора в лирических отступлениях.
В первой главе Пушкин пишет : « Онегин, добрый мой приятель… » . Здесь и вводится автор - действующее лицо, один из светских приятелей Онегина.
Благодаря многочисленным лирическим отступлениям мы лучше узнаем автора.
Так читатели знакомятся с его биографией. В первой главе встречаются такие строки:
Пора покинуть скучный брег
Мне неприязненной стихии
И средь полуденных зыбей,
Под небом Африки моей,
Вздыхать о сумрачной России…
Эти строки о том, что судьба разлучила автора с родиной, а
слова « Африки моей» дают нам понять, что речь идет о южной ссылке.
Рассказчик ясно написал о своих страданиях и тоске по России.
В шестой главе повествователь сожалеет об ушедших молодых годах, он также задается вопросом о том, что же будет в будущем:
Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Что день грядущий мне готовит?
В лирических отступлениях оживают воспоминания поэта о
днях, « когда в садах Лицея» ему стала «...« являться муза» .
Такие лирические отступления дают нам право судить о романе, как об истории личности самого поэта.
Немало лирических отступлений, присутствующих в романе, содержат описание природы. На протяжении всего романа мы встречаемся с картинами русской природы. Здесь есть все времена года: и зима, « когда мальчишек радостный народ» коньками « режет лед» , и « вьется первый снег» , мелькает, « падая на брег» , и « северное лето» , которое автор называет
« карикатурой южных зим» , и весна – « пора любви» , и, конечно же, не
остается без внимания любимая автором осень. Немало Пушкин обращается к
описанию времени суток, наиболее красивой из которых является ночь. Автор, однако, вовсе не стремится изображать какие-то исключительные, необыкновенные картины. Наоборот, у него все просто, обыденно – и в то же время прекрасно.
Описания природы неразрывно связаны с героями романа, они помогают
лучше понять их внутренний мир. Неоднократно мы замечаем в романе размышления повествователя о духовной близости Татьяны с природой, которыми он характеризует нравственные качества героини. Часто пейзаж предстает
перед читателем таким, каким его видит именно Татьяна: « …она любила на
балконе предупреждать зари восход» или « …в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор» .
В восьмой главе автор называет свой роман « свободным» . Эта свобода
– это, прежде всего, непринужденная беседа автора с читателем с помощью
лирических отступлений, выражение мыслей от авторского « Я» .
Именно такая форма повествования помогла Пушкину воссоздать картину
современного ему общества.