Роман раскрывает жестокий и сложный процесс ломки прежних, устоявшихся
социальных отношений. Этот процесс предстал в романе как разрушительная
стихия, меняющая привычные течения жизни. Тургенев так строит роман, что
Базаров - нигилист и Павел Кирсанов все время находятся в центре
внимания.
Современники Тургенева остро среагировали на появление
произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед
молодежью, демократическая – упрекала автора в клевете на молодое
поколение. Однако роман "Отцы и дети" имел бешеный успех в российских
литературных кругах.
Для того, чтобы осознать конфликт романа во всей его полноте,
следует понять все оттенки разногласий Евгения Базарова и Павла
Петровича.
"Кто есть Базаров?" – спрашивают Кирсановы и слышат ответ Аркадия:
"Нигилист". По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту ничего не
признают и ничего не уважают. Взгляды нигилиста Базарова можно
определить, только выяснив его позицию. Вопрос, что признавать, на чем,
на каких основания строить свои убеждения, - чрезвычайно важен для Павла
Петровича. Вот что представляют собой принципы Павла Кирсанова: право
на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не происхождением,
а нравственными достоинствами и делами ("Аристократия дала свободу
Англии и поддерживает ее"), то есть нравственные нормы, выбранные
аристократами, - опора человеческой личности. Без принципов могут жить
лишь безнравственные люди. Прочитав, высказывания Базарова о
бесполезности громких слов. мы видим, что "принципы" Павла Петровича
никак не соотносятся с его деятельностью на благо общества, а Базаров
принимает только то, что полезно ( "Мне скажут дело – я соглашусь. В
теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем"). Евгений
отрицает и государственный строй, что приводит Павла Петровича в
замешательство (он "побледнел").
Отношение к народу у обоих героев разное. Павлу Петровичу
религиозность народа, жизнь по заведенным дедами порядкам кажутся
исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его. Базарову же эти
качества ненавистны: "Народ полагает, что, когда гром гремит, это
Илья–пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с
ним?". Одно и то же явление и называется по-разному, и по-разному
оценивается его роль в жизни народа. Павел Петрович: "Он (народ) не
может жить без веры." Базаров: "Грубейшее суеверие его душит".