Базаров и Павел Петрович Кирсанов: об аристократии, о нигилизме, о русском народе, о...

0 голосов
106 просмотров

Базаров и Павел Петрович Кирсанов: об аристократии, о нигилизме, о русском народе, о природе и искусстве? (Отцы и Дети)


Литература (12 баллов) | 106 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Роман раскрывает жестокий и сложный процесс ломки прежних, устоявшихся социальных отношений. Этот процесс предстал в романе как разрушительная стихия, меняющая привычные течения жизни. Тургенев так строит роман, что Базаров - нигилист и Павел Кирсанов все время находятся в центре внимания.
Современники Тургенева остро среагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, демократическая – упрекала автора в клевете на молодое поколение. Однако роман "Отцы и дети" имел бешеный успех в российских литературных кругах.
Для того, чтобы осознать конфликт романа во всей его полноте, следует понять все оттенки разногласий Евгения Базарова и Павла Петровича.
"Кто есть Базаров?" – спрашивают Кирсановы и слышат ответ Аркадия: "Нигилист". По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту ничего не признают и ничего не уважают. Взгляды нигилиста Базарова можно определить, только выяснив его позицию. Вопрос, что признавать, на чем, на каких основания строить свои убеждения, - чрезвычайно важен для Павла Петровича. Вот что представляют собой принципы Павла Кирсанова: право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными достоинствами и делами ("Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее"), то есть нравственные нормы, выбранные аристократами, - опора человеческой личности. Без принципов могут жить лишь безнравственные люди. Прочитав, высказывания Базарова о бесполезности громких слов. мы видим, что "принципы" Павла Петровича никак не соотносятся с его деятельностью на благо общества, а Базаров принимает только то, что полезно ( "Мне скажут дело – я соглашусь. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем"). Евгений отрицает и государственный строй, что приводит Павла Петровича в замешательство (он "побледнел").
Отношение к народу у обоих героев разное. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведенным дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны: "Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья–пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?". Одно и то же явление и называется по-разному, и по-разному оценивается его роль в жизни народа. Павел Петрович: "Он (народ) не может жить без веры." Базаров: "Грубейшее суеверие его душит".

(96 баллов)