Сторонники новогоднего мифа твердят, что культ Деда Мороза - чуть ли не древнее всех религий, что он пришёл в нашу жизнь из славянской дохристианской мифологии. Доля истины в этом есть, только вот тот Мороз, который существовал в языческих традициях, был совсем не тем добродушным дедом... Находят этимологию нынешнего Деда Мороза в сказке Одоевского середины XIX века, но расхождения сказочного Мороза Ивановича с культом Деда Мороза нынешнего налицо. Разница хотя бы в том, что в педагогической сказке русского писателя Мороз Иванович является скорее весенним персонажем, но никак не зимним.
Правда в том, что культ Деда Мороза довольно молод. Он пробовал утвердиться в дореволюционной России по аналогии с западным культом Святого Николая, но, не успев окрепнуть, был сломан большевиками. Второе рождение образа произошло в конце 30-х годов, когда в идеологических соображениях было выгодно создать неоязыческий культ Деда Мороза. То есть Дед Мороз был возрожден как орудие пропаганды. Как пример: Дед Мороз на советских открытках 1944 года изображен с трубкой во рту. Что он делает? Изгоняет фашистов.
История с родиной Деда Мороза - просто песня. Первым ПМЖ Деда Мороза считался Архангельск. Дедушка обосновался там по инициативе обкома ВЛКСМ, поддержанной тогда, в самом конце 80-х, директорами Архангельского морского торгового порта, военного Севмашзавода, других крупных предприятий. Проживал Дед Мороз и в Лапландии, а с 1998 года, по инициативе Юрия Михайловича Лужкова, Дед Мороз получил резиденцию в Великом Устюге.
Понятно, что борьба за то, чтобы называться родиной Деда Мороза выходит за рамки сказочного контекста, тут и производство, и атрибутика, и туризм. Деньги немалые. О чём по-настоящему стоит задуматься, так это о том, что Устюг - родина первого юродивого Христа ради, Прокопия Устюжского, а значит земля намоленная, с глубокой православной традицией.