К вопросу об ограничении экспорта необработанной древесины из России
Вопрос о необходимости ограничения вывоза "круглого леса" из России в последние несколько лет активно обсуждается на самом высоком уровне; на протяжении 2006 г. о необходимости ограничения вывоза необработанной древесины несколько раз заявлял Президент РФ; соответственно, о своей поддержке этой точки зрения заявили и все имеющие отношение к данному вопросу руководители федеральных органов государственной власти. Преобладающие настроения в обществе также очевидны - вывоз "кругляка" необходимо ограничивать. Однако, реакция работников лесной отрасли на идею ограничения вывоза необработанной древесины неоднозначна - от абсолютной поддержки этой идеи до полного ее неприятия.
По вопросу об ограничении (или запрещении) экспорта необработанной древесины из России в целом можно выделить три разных более или менее сформулированных точки зрения.
1. Экспорт необработанной древесины ограничивать в обозримом будущем не следует - лесов в России так много, что запасов древесины хватит и на развитие лесной промышленности внутри страны, и на экспорт. Наиболее последовательным сторонником данной точки зрения был (разумеется, до того момента, когда В.В. Путин открыто заявил о необходимости ограничения экспорта "кругляка") министр природных ресурсов Ю.П. Трутнев. В настоящее время эта точка зрения открыто никем из руководителей федеральных органов власти такого уровня или губернаторов не поддерживается, но практически в своей работе ей руководствуются многие (наиболее яркий пример - Глава Республики Карелия С.Л. Катанандов, угрожающий отъемом арендных участков у "недоиспользующих" леса арендаторов в тех ситуациях, когда увеличение объемов лесопользования может быть достигнуто только за счет наращивания вывоза "кругляка").
2. Экспорт необработанной древесины ограничивать необходимо, но делать это надо постепенно - иначе неизбежно банкротство множества лесозаготовительных предприятий, являющихся градообразующими для своих поселений, со всеми вытекающими социальными последствиями. К этому добавляется и то соображение, что во многих случаях российские потребители не обеспечивают спрос на всю заготавливаемую древесину или по ее сортиментному составу, или по сезонности работы лесной отрасли, в результате чего могут развалиться даже те лесозаготовительные предприятия, которые по общему (годовому) объему рубок могут просуществовать только с ориентацией на внутренний спрос. Этой точки зрения придерживается большинство экспертов, выступающих от имени лесопромышленного комплекса.
Из всего этого можно сделать следующие выводы. Ограничение экспорта необработанной древесины из России является насущной необходимостью - хотя бы из соображений сохранения ресурсного потенциала лесов для будущего развития обрабатывающих производств в России и из соображения сохранения наиболее ценных лесов, одной из движущих сил разорения которых является именно экспорт "кругляка". Различные меры в связи с этим правительством будут приниматься - в первую очередь, меры по повышению вывозных таможенных пошлин и по усложнению системы работы таможни и других связанных с экспортом ведомств. Скорее всего, в результате этих мер экспорт необработанной древесины будет ограничен (т.е. начнется его сокращение, особенно на западном направлении, где законопослушность экспортеров и импортеров, а следовательно, и чувствительность к правительственным решениям, выше). Однако, эта мера необходима, но не достаточна для развития обрабатывающих производств лесного сектора внутри России.