Щелкунчик и Мышиный король «Щелкунчик и Мышиный король» Э. Т. А. Гофмана — это рождественская сказка в сказке. В этом произведении реальное (жизнь семьи Штальбаумов) и сказочное (история Щелкунчика) переплетаются так искусно, что порой теряешься в догадках: то ли война игрушек и мышей приснилась Мари, то ли это было на самом деле Щелкунчик — кто он?То ли это кукла, то ли заколдованный человек… С первой же главы погружаешься в таинственный, загадочный, фантастический мир. Читаешь сказку, и воображение рисует рождественский стол, весь заставленный чудесными подарками, праздничную ёлку, маленькую девочку Мари, сказочное озеро с прекрасными лебедями. С тревогой листаешь страницы, на которых описывается битва Мышиного короля и Щелкунчика. Главные герои произведения —Мари, Щелкунчик, Дроссельмейер и Мышиный король. Мари — маленькая девочка лет семи, смышлёная, добрая, смелая и решительная. Она —единственная, кто понимал и любил Щелкунчика, кто разглядел за неказистой внешностью честное и благородное сердце. Любовь Мари самоотверженна. Спасая Щелкунчика во время боя, она, обмирая от страха, бросила в мышей туфельку, а потом, плача, отдавала им своих любимых сахарных куколок, только бы они не трогалиЩелкунчика. Именно любовь Мари вдохнула в него рыцарскую отвагу и помогла смелому и благородному Щелкунчику победить мышиное воинство. Сказка читается с большим интересом. Наверное, потому, что у неё захватывающий сюжет, напряжённое действие и хороший конец: добрые герои побеждают злых.Балет сочинялся Чайковским в течение 1891-1892 года по заказу
И.А.Всеволожского. Интересно, что сюжет известной сказки Гофмана (в
переделке Дюма-сына) знаменитый балетмейстер М.Петипа разработал
несколько ранее для ученического спектакля в Балетном училище
императорских театров в Петербурге. Позже он разработал сценарий для
Чайковского, создал балетмейстерский план будущего спектакля. Но ставил
балет другой балетмейстер — Л.Иванов, ранее поставивший 2 акт
«Лебединого озера», который живет до сих пор на сценах ведущих театров
мира. Судьба «Щелкунчика» была очень противоречивой: успех у публики и
страшная ругань критики — это начало. Позже поиски гармонии между
музыкой Чайковского и сюжетом привели к множеству трактовок этой,
казалось бы простой и ясной сказки. Поэтому «Щелкунчик» остается и на
сегодняшний день одной из постоянно открываемых симфонических балетных
партитур Чайковского.