Ненцы
Поселением кочевых оленеводов являются круглогодичное подвижное
стойбище, состоящее из нескольких чумов (1-5), у лесных ненцев стойбища
сезонные.
Универсальным типом жилища является чум, так называемого "самодийского
типа" — два основных шеста соединяются ременным кольцом, количество
шестов каркаса 25-50, особая конструкция надочажного устройства,
покрытие зимнего чума двойными "нюками" — покрышками сшитыми из оленьих
шкур, летнего одинарными старыми нюками или тисками. Все части чума
перевозились на специальных оленьих нартах.Православие: Православные. Начало христианизации европейских
ненцев относится к 20-м годам ХIХ в. Миссия архимандрита Вениамина
начала обращение в христианство тундровых ненцев в 1926/27 гг. Проповедь
велась на ненецком языке. При терпимом отношении к таинствам,
современники отмечали слабое усвоение основ христианских догматов
ненцами. Наряду с просветительской деятельностью миссионеры активно
занимались уничтожением священных мест. В 1826 г. на о.Вайгач миссией
были сожжены 420 деревянных "идолов" и поставлен крест. К 1830 г. было
крещено 3303 ненца. В последствии была создана духовная строительная
комиссия, которая занималась строительством церквей, на основе
деятельности которых предполагалось распространение христианской веры на
территориях, заселенных тундровыми ненцами. В последствии, при
церковных приходах были открыты миссионерские школы. Священнослужителей
начали готовить из "инородцев".
Первые попытки христианизации сибирских ненцев относятся к ХVIII в.,
но они встретили активное сопротивление. Систематическая миссионерская
деятельность начинается с учреждения в 1832 г. в Обдорской миссии, но,
как и в предшествующий период, значительных результатов достигнуто не
было. В последствие при обдорской церкви была создана русско-туземная
школа, но в ней обучались только дети обрусевших хантов и ненцев. Среди
сибирских ненцев миссионерской деятельностью не было охвачено
практически все тундровое население — Ямал, Низовая тундра.
В результате процесса внедрения христианства в ненецкую культуру
наблюдается синкретическое состояние их религии. Так, под влиянием
христианства Нум, верховное божество ненцев, приобретает черты
христианского бога. В пантеон духов-хозяев, в виде "Сядай-Миколы"
—покровителя промыслов, включается св. Николай. Ненцы отмечали ряд
христианских праздников, носили православные кресты, в интерьере жилища
обычными становятся иконы. Элементы бытового православия получили
распространение благодаря разнообразным контактам ненцев с русским
населением.
Тем не менее, в общей оценке состояния синкретизма религии ненцев
отмечается, что "влияние христианской веры в основном носило
поверхностный характер и не затронуло глубоко традиционных религиозных
представлений ненцев."