Княжими землями назывались те волости, города, села и угодья, которыми владели князья. Что князья имели в этом периоде свои поземельные владения, мы убеждаемся положительными свидетельствами летописи. Так напр. Вышгород, по свидетельству летописи, принадлежал княгине Ольге, Берестово и Предславино — Владимиру[1]. Княжие земли разделялись на два разряда. К первому принадлежали земли, уступленные князю земщиною. Эти земли не составляли личной собственности князя, потому что они давались не лично тому или другому князю, a составляли принадлежность княжеской власти вообще. Поэтому князь владел ими только до тех пор, пока был князем у той области, которая дала ему земли. Второй род княжеских земель составляли земли, приобретенные покупкою от частных собственников, или расчищенные на княжеский счет из диких поль и лесов. Эти земли составляли полную собственность князя и оставались за ним и тогда, когда он переходил на княжение из одной области в другую.
Поместными землями назывались такие земли, которые князь давал своим дружинникам на время службы, или на целую жизнь, но без права продавать, закладывать, или передавать по наследству. Следовательно, в поместных землях в то время еще не было права собственности, a только право пользования ими, Первое упоминание о поместной раздаче земель относится ко времени Владимира. По свидетельству саги Олава Тригвесона, Владимир дал в поместье Сигурду, Дяде Олава по матери, большие поземельные владения. Поместные владения раздавались, вероятно, из княжих, a не общинных земель, по крайней мере так делалось в тевремена, от которых дошли до нас официальные свидетельства о таковой раздаче.
[1] Нестор, говоря о женах и наложницах Владимира, упоминает о городах и селах, принадлежащих ему и Рогнеде, «юже посади на Лыбеди, княже ныне стоит сельцо Предславино a наложниц бе у него 300 Вышгороде, а 300 Белегороде, a 200 Берестове, в сельци, еже зовут Бepeстовое». Лавр. сп., стр. І|І. 43).