Да есть!
Вот эти отличия!
В "Бородине" в полную силу звучит мотив противопоставления "богатырям"
"нынешнего племени", современников, не способных на подвиги, утративших
духовную связь с народом. Этот разрыв между Россией дворянской и Россией
народной трагически осмысливается поэтом. Народная Россия живет по
истинным человеческим законам, когда индивидуальность, личность не
противопоставляет себя обществу, но черпает силу в своем единении с
народом. Солдат, ведущий повествование в "Бородине", говорит
одновременно и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества.
Неслучайно в стихотворении постоянно встречается местоимение "мы".
Лермонтов вскрывает основополагающее свойство русской народной
психологии: личность существует не сама по себе, но в слиянии с общиной.
Это, по убеждению Лермонтова, и принесло победу русскому войску. Поэт
нашел удивительную "точку отсчета": на сражение он смотрит не глазами
полководца, как это было принято, а глазами обычного рядового солдата,
чей героизм сказался не в совершении выдающихся подвигов, но в самом
строе мыслей, поведении, мироощущении. В этом незаметном рядовом
героизме и есть истинная причина победы России. Кто вел войска русские в
бой? Царь? Генералы? Ничего подобного, народ шел сам, повинуясь
внутреннему порыву, стремясь отстоять Отечество, освободить Русь.
Не полководцы вели солдат в сражение, но сами солдаты направляли удар, торопили "командиров":
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Так бесхитростно понимает солдат смысл выбора для решающего сражения
Бородинского поля: есть где "разгуляться"! И в этой наивности - глубокая
мудрость, ибо русскому крестьянину, волею судьбы ставшему воином, для
победы достаточно чувствовать, знать, что от него зависит судьба России:
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Солдаты
идут в бой за родину, повинуясь нравственному закону: "Как наши братья
умирали!" В страшную минуту люди объединяются для защиты родины,
забывают о сословных различиях. Солдат с любовью вспоминает о командире,
погибшем в сражении:
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
И эти естественные для людей взаимоотношения противостоят тем
безнравственным законам, по которым живет "нынешнее племя", когда не
достоинства человека, а принадлежность к высшему обществу решает судьбу.