Эпиграфом к данному стихотворению служит строка "C’est
l’âge de Chérubin...", что значит "Это возраст Керубино".
Керубино - один из действующих лиц в комедии Бомарше
"Свадьба Фигаро". Паж, влюбленный в графиню (и во всех симпатичных
женщин, окружающих его). Данный 15-летний юноша служит прототипом глав. героя стихотворения.
Тут, кстати говоря, необходимо держать в голове не только
физиологический возраст героя, но и психологический. И если с физиологическим
все более-менее понятно, то насчет
психологического возраста есть пара замечаний. А именно, за более чем
200 лет изменился процесс вхождения человека в социум (т.е. сместился тот
возраст, когда человек считается взрослым), и 15-летний человек в 1786 году
(время написания "Свадьбы Фигаро") и 15-летний в 2013 - это во многих
аспектах люди разные.
15-летний в 1786 - это хоть и юный, но уже вполне взрослый
человек, которого запросто могли забрать в армию (чем и пугал Керубино граф
Альмавива), а в 2013 году, 15-летний - это по сути своей школьник, которой
будет считаться "полноценным" членом общества еще не оч. скоро
(армия, учеба в ВУЗе).
Безусловно, физиология (гормоны иже с ними будут давать о
себе знать), но социальный компонент тогда и сейчас все-таки различаются.
Вот эти поправки следует иметь в виду, при анализе данного
стихотворения.
Теперь, собственно, к анализу.
В первом четверостишии можно заметить, как молодой паж с
нетерпением относится к тому, что скоро он станет взрослее. И хоть уже сейчас в
15 лет, он чувствует, что мало кто может кинуть на него с презреньем взгляд, по
окончании этого года, он станет еще взрослее, и будет иметь еще больше прав
называть себя взрослым.
Он как мальчик, который в предновогоднюю ночь ложиться спать
пораньше, потому что, чем раньше ляжешь в кровать, тем быстрее наступит завтра
- день праздника. Так же и главный герой стихотворения Пушкина хочет, желает
чтобы поскорее этот 15 год прошел, и он станет еще более взрослым. (как-будто
только лишь формальный возраст дает право считаться взрослым).
Главный герой гордится физиологическими проявлениями
взрослости - возможностью защипнуть ус (видимо, как заправский гусар-вояка),
грубостью голоса и т.п. Все эти внешние атрибуты взрослости очень важны для
него и на них он делает акцент в своем поведении.
Кстати, на многих подобных вещах делают акцент и современные
подростки – курение, алкоголь - как правило, у мальчиков (хотя не факт), яркий
макияж, - у девочек, и т.п. (именно на том, что легче всего копируется, сейчас
как и во времена Пушкина делается основной акцент).
Плюс главный герой стихотворения, готов с яростью отстаивать
свои права на взрослость "Попробуй кто меня толкнуть". Это
отстаивание прав с некой наглостью, с вызовом обществу, которому по большому
счету все равно на его горячность и отчаянные попытки показать кто он. За этим
"попробуй кто меня толкнуть" видна напыщенная ярость, которая в
каждом косом взгляде, каждой ухмылке видит вызов себе и готова броситься
"на обидчика". За угрозу внешним атрибутам (порой мнимую) вызвать на
дуэль.
Собственно, подобное можно видеть и в современных
подростках, в том как они яростно отстаивают право ходить в том, что им
нравится, поступать как им нравится - с вызовом спорить с родитеями и учителями
на данную тему.
Дальше четверостишие про личностные отношения.
"Я нравлюсь дамам - ибо скромен". Фраза, на мой
взгляд, очень смешная. Для многих нужно, видимо, объяснить в чем здесь юмор.
Только что, строкою выше мы видели бравого юного человека, отстаивающего свое
право быть взрослым со всей горячностью и максимализмом, и тут же фраза больше
подходящая ребенку, "я - скромен", вот данный контраст и вызывает
смех. (у кого не вызывает - ничего не попишешь, но на мой взгляд ирония в
этом).
Потом идет описание той единственной, которая вызывает
наибольшее восхищение. Здесь все с тем же юношеским максимализмом она
описывается в самых изящных словах: гордый взор, цвет ланит - все в ней
прекрасно до такой степени, что она мне милее жизни.
Эта взрослая дама (по сравнению с юным пажом) горда,
властолюбива, но (как ему кажется) доступна лишь ему. Он восхищается ею, этой
страстью мира взрослых или этой любовной игрой, которая для него молодого в новинку.
Ему кажется, что она готова бросить все ради него: презреть
молву, бежать за ним на край света, и тут же он, говорящий, что для него лишь
дорога любовь к ней, как бы невзначай намекает окружению кто она
"...хотите знать мою севильскую графиню? Нет, никому не назову".
Формально он ее не называет по имени, но контекст составлен таким образом, что
сомнений в объекте его страсти не остается.
Помним, что прототип -
Керубино влюбчивый молодой человек, которому нравятся все девушки вокруг.
Поэтому можно сделать вывод, что чувство его хоть и сильное, но не глубокое. Т.е.
он способен на необдуманные поступки (даже грозящие жизни, но как ни
парадоксально, глубокого чувства в них может и не быть).