Русская литература Серебряного века
характерна множеством новых стилей и направлений:
1)
Символизм выражался в нескольких формах:
-форма декаданса, когда в поэзии преобладали настроения тоски и
безнадежности (К.Д. Бальмонт, В.Я Брюсов, А.А. Блок);
-форма славянофильского символизма, когда демонстрировалось презрение к «лишенному
души» Западу и рассматривалась возможность второго рождения России (А.А. Блок,
А. Белый);
2)
Акмеизм, когда поэты отстаивали самоценность
реальной жизни (Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мендельштам);
3) Авангардизм – разрыв с
культурными ценностями прошлого и провозглашение «нового искусства»:
-футуризм, когда в поэзии используются новые слова с использованием
вульгарной лексики, жаргона, плакатов, афиш. Иными словами – это вызов
обществу, свобода действий (В.В. Хлебников, Д.Д. Бурлюк, А.Е. Крученых, В.В.
Маяковский, В.В. Каменский);
-эгофутуристы (И.В. Северянин).
Кроме новых течений оставалась еще и традиционный русский реализм. В этом
стиле работали известные нам классики:
1)
Л.Н. Толстой («Живой труп», «Отец Сергий», «После
бала»). Он пытался показать, как может личность противостоять нормам жизни.
2)
А.П. Чехов («Три сестры». «Вишневый сад»). В
своих произведениях он отражал социальные изменения нового века.
3)
И.А. Бунин («Деревня», «Суходол»). Писал об оскудении
дворянских усадеб, о переменах в душах людей.
4)
А.И. Куприн («Поединок»). Показывал неприглядную
сторону армейского быта.
5)
Максим Горький («Мать», «Враги»). Первый
писатель, который обратился к образу рабочих.
6)
Крестьянские поэты: С.А. Есенин, Н.А. Клюев,
С.А. Клычков.