В
эпоху средневековья по донецким степям кочевали племена аланов, гуннов, булгар,
печенегов, половцев, торков.
Основное
занятие кочевых племен – скотоводство. Кочевники - несколько раз в год
перемещались с места на место, поскольку животным постоянно были необходимы
новые пастбища. Поэтому наиболее распространённым типом жилищ у кочевников были
разборные, легкопереносимые конструкции, покрываемые шерстью или кожей (юрта,
палатка или шатер). Домашняя утварь и посуда чаще всего делалась из небьющихся
материалов (дерево, кожа, металл). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи,
шерсти и меха, но также и из шелка, и других дорогих и редких тканей и
материалов.
Передвигались
кочевники на лошадях, были прекрасными наездниками. Это давало им значительные
преимущества в военном деле. У всех кочевых племен все мужчины были воинами и с
раннего детства осваивали военное искусство. У некоторых племен воинами были и
женщины.Гунны использовали стремена это давало возможность воину стрелять из
лука во время скачки. Кочевники были связаны с земледельческими племенами, но
не особо нуждались в продукции земледельческих народов. Скотоводство, охота и
собирательство давали все необходимое для пропитания племени. Для кочевников
характерны обычаи гостеприимства, неприхотливость и выносливость. Главными
культами были культ войны, воина-всадника, предков-героев, нашедших, в свою
очередь, отражение, как в устном творчестве (героический эпос), так и в
изобразительном искусстве (звериный стиль, каменные бабы), культовое отношение
к скоту — главному источнику существования.
Кочевники
верили в загробную жизнь, поэтому похороны сопровождались особыми ритуалами.
Например, торки, как и печенеги, хоронили своих сородичей в курганах в ямах с
деревянным настилом. Сверху настила клали голову и ноги коня. Самого коня
родственники съедали во время тризны (тризна — поминки). Конь был обязательным
элементом захоронения. Кочевники верили, что покойные въезжали в «рай» на коне.
Арабский писатель и историк X века Ибн-Фадлан детально описывает погребение умершего
торка: в большую яму помещают покойника, одетого в куртку, с поясом и луком, с
чашей в руках; потом сородичи убивают лошадей и съедают их мясо, кроме головы,
ног, кожи и хвоста, которые помещают на деревянном перекрытии.