Если первым отклонением страдают в основном восточные сообщества, предки которых были мусульмане, то второе отклонение распространяется в Европе и США, странах, которые всё более утрачивают свои былые корни в христианстве и иудаизме. Парадокс – именно эти две «отклоняющиеся» группы и ведут друг с другом битвы в СМИ и временами в реальном пространстве.
Но поскольку так развивалась наша цивилизация, что исконно слитные понятия «религия» и «культура» разошлись и даже стали… враждовать – нам необходим рациональный анализ: что же составляет особенности, характеристики культуры? В нашем случае – конкретно – исламской культуры?
Пропишем в тезисах по пунктам то, что обычно пишут об этом и сами мусульманские мыслители, и исламоведы.
1 - Ислам – это отдельная специфическая культура, база которой в религии Единобожия. Вот почему она принципиально не является «арабской, ближнее» или просто «восточной». Она не монолитна, а богата разнообразием. Разумеется, в исламской культуре есть элементы фундаментальные, общие для всех мусульман, но есть и другие, отличающиеся от страны к стране и от народа к народу.
Универсальные основы исламской культуры произрастают из Корана и Сунны, а особенные – из местных обычаев различных народов (по-арабски «аараф» или «адат»). Поэтому, всё-таки допустимо и можно говорить об арабской, индо-пакистанской, африканской, китайской, а также американской и европейской (и прочих) исламских культурах.
В развитии собственной, мусульманской культуры, мусульмане должны также сотрудничать (и реально сотрудничают!) с людьми других культур. Культура ислама основывается на Коране и Сунне, но также и на великих знаниях и опыте всего человечества. Мусульмане извлекают пользу из опыта и знаний всего человечества, открытыми к нему - для того, чтобы сделать мусульманскую культуру сильнее и динамичнее. Вся исламская культура тео- или бого-центрична. Это принцип «таухида» (Единобожия), вера в Божественное наставление, переданное через всех Пророков, последним из которых является Мухаммад. Мусульмане верят в жизнь после смерти и в День Суда, делают акцент на молитву и на благочестивые деяния – пост, закят и хадж. Верят также и в то, что Аллах, как Создатель мира, дозволил человечеству одни вещи и запретил другие («халяль» и «харам»). Без этих «богословских компонентов» нет никакой исламской культуры.
Равенство, терпимость и братство. Исламская культура особенно подчёркивает, что все люди равны. Мусульманин не приемлет любой дискриминации по расе, цвету кожи и т.п., подчеркивает ценность и достоинство всех людей пред лицом Бога. Муслим исповедует свободу для каждой личности и отсутствие принуждения в религии.
Культура ислама ориентирована на мораль и достоинство человеческой личности - в подчёркивании таких ценностей, как правдивость, честность, скромность («хайя»), чистота («тахарат»). Мусульманство против расточительности, выставления себя напоказ, экстремизма. Исламская культура учит уверенности в себе и самостоятельности, подчёркивает милосердие и щедрость. Культура для мусульман – это культура семейных ценностей, особо подчёркивающая здоровые отношения между супругами, воспитание детей, любовь и уважение к старшим. Категорически отвергаются прелюбодеяние, блуд, гомосексуализм, азартные игры, употребление одурманивающих веществ - где бы ни жили последователи ислама, в любое время и среди любых народов.
Исламская культура динамична и изначально прогрессивна, направлена в мир. Она подчёркивает социальную справедливость, устраняет угнетение и зло в общественных отношениях, в частности, в экономике и распределении мировых богатств. Она чётко призывает к обучению и получению знаний, не делая при этом противопоставления между «религиозным» и «светским» образованием. Любое знание важно. Подчёркивается необходимость открытости разума новым знаниям и желание получать их из любого источника. Исламская культура поддерживает искусство, архитектуру, бережное отношение к здоровью и к окружающей среде.
Исламская культура ориентирована не на некий «эксклюзивизм», замкнутость и самодовольство - но на «дауат», то есть на призыв к исламу. К исламу людей следует призывать без какого-либо принуждения. Исламская культура учит не спору и подавлению, а диалогу с другими. Изначальная человеческая природа – благая, и если дать возможность человеку познать ислам, как он есть, то он сам сможет найти в нём радость и удовлетворение. В конце концов Истина восторжествует, а ложь исчезнет. Сама культура ислама подчёркивает необходимость терпения и напоминает, что муслимы всегда должны сохранять работоспособность и доверие к Аллаху – Творцу, Господу и Вседержителю миров.